Версия для слабовидящих

Памятка для лиц, изъявивших желание стать опекуном (попечителем), приемным родителем - Управление образования администрации Собинского района
Информация для кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Памятка для лиц, изъявивших желание стать опекуном (попечителем), приемным родителем

      Если вы решили стать опекунами или приемными родителями, перед вами встанет очень много вопросов, над которыми необходимо задуматься. "Новый" ребенок, даже собственный, привносит в семью много изменений, радостных и не очень. Приемный же ребенок почти наверняка успел столкнуться с трудностями на раннем этапе жизни. Поэтому необходимо тщательно подготовиться к некоторым проблемам, которые, вполне вероятно, возникнут в период привыкания. Надеемся, что информация, содержащаяся в этом буклете, будет полезна для вашей подготовки к уходу за приемным ребенком. В буклете собраны сведения о некоторых типичных трудностях, которые мог испытать ребенок на раннем этапе жизни, о продолжительных последствиях таких трудностей, а также представлены советы, способные помочь ребенку адаптироваться в вашей семье.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ВАМ НУЖНА?

Если вы еще находитесь на стадии выбора определенного ребенка, то необходимо как можно больше узнать о самом ребенке и его прошлом, чтобы понять то, с чем вам предстоит иметь дело. Чем больше информации удастся собрать, тем больше шансов у вас будет начать новую семейную жизнь с позитивного общения, и тем увереннее вы будете чувствовать себя в роли родителей. Конечно, невозможно выяснить все о жизни ребенка, но если вы воспользуетесь доступной информацией, то это поможет предопределить возможные проблемы и подготовиться к их решению.

Обязательно поговорите с воспитателем ребенка и социальным педагогом, а также с директором приюта (детского дома), которые с удовольствием вам помогут. Вам необходимо спросить:

 

  • о родной семье ребенка;
  • о близких людях (братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники и т.д.);
  • общается ли ребенок с кем-либо из родственников;
  • где ребенок жил в прошлом и кто о нем заботился;
  • о медицинских факторах — аллергиях, прививках, стоматологических показаниях, пребываниях в больнице и т.д.;
  • есть ли у ребенка конкретные потребности, опасения, трудности;
  • как ребенок ведет себя в детском доме или приюте;
  • есть ли у ребенка любимые игры, книги, игрушки, иные пристрастия;
  • есть ли у ребенка особенные способности, навыки, таланты, интересы, увлечения;
  • каковы достижения ребенка в настоящем;
  • какая у ребенка любимая (нелюбимая) еда;
  • есть ли у ребенка проблемы со сном, необходимостью ложиться спать или подъемом;
  • как ребенку нравится, чтобы его утешали;
  • что ребенок делает, если он расстроен, сердит или испуган;
  • какими навыками самообслуживания ребенок обладает (умывание, одевание и т.д.);
  • есть ли какие-либо письменные отзывы из детского сада, школы или от психолога, с которыми вы могли бы познакомиться.

 

ИСТОРИЯ РЕБЕНКА

Дети, находящиеся в детских домах и приютах, весьма вероятно, испытывали трудности в своих родных семьях и не получали необходимой заботы. Многие дети испытывали насилие со стороны тех взрослых, которые должны были бы о них заботиться. Насилие может означать причинение физического вреда, невнимание к основным потребностям ребенка, неспособность защитить его от опасности, жестокое эмоциональное обращение или отвержение. Оно может также носить сексуальную окраску, т.е. ребенка против его воли заставляли вступать в половые отношения со взрослыми. У детей, испытавших насилие, часто возникают эмоциональные проблемы. Обычным последствием любого типа насилия являются низкая самооценка и неуверенность в себе. Ребенок может чувствовать себя бесполезным и никому не нужным, а это, в свою очередь, станет причиной трудностей в общении с ровесниками и взрослыми, замкнутости, неспособности завести друзей, депрессии и неумения ни выразить собственные чувства, ни понять чувства окружающих. Дети, подвергавшиеся насилию, часто не обладают достаточными навыками самообслуживания и кажутся моложе своего настоящего возраста из-за неумения вести себя и выражать свои чувства. Если у ребенка не сложились теплые отношения ни с одним из родителей или же он подвергался насилию (не получал должного ухода), у него могут возникнуть трудности с доверием к взрослым. Иногда дети реагируют на происшедшее с ними, ведя себя неприемлемым образом. В такой ситуации важно, чтобы усыновитель (опекун) понимал, что ребенок поступает так не из вредности и что поведение — это выражение сильных негативных чувств (гнева, одиночества, грусти), причины которых скрываются в прошлом.

 

ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ?

Самое важное — это признать, что ребенок жил и до встречи с вами. Дети, живущие со своими родителями, имеют возможность узнать о своем прошлом от них; у детей, разлученных с семьями, такой возможности может и не быть. Не имея достаточной информации о себе, дети могут испытывать трудности в эмоциональном и социальном развитии. Если взрослые не хотят или не могут обсуждать с ребенком его прошлое, то у ребенка вполне оправданно складывается мнение, что прошлое было плохим. Дети часто винят себя за то, что с ними произошло. Они винят себя за действия взрослых, подвергших их насилию, неполучение заботы, думают, что сами навлекли на себя это.

       Поэтому лучше не высказывать критичных суждений по поводу родной семьи ребенка. Дети, склонные обвинять себя, могут поверить вам и решить, что если их родители были "плохими", то и они сами унаследовали это "плохое". Таким детям необходимо знать объективную причину их разлуки с родной семьей и понимать, что они ни в чем не виноваты.

       Ваш ребенок может захотеть поговорить с вами о своем прошлом, причем как о хорошем, так и о плохом. Разговаривая, ребенок начинает понимать, что случилось, примиряется со своим прошлым и получает возможность наслаждаться своей новой жизнью. Возможность поговорить и быть выслушанным повышает самооценку ребенка. Хотя опекуны (усыновители) часто чувствуют себя неудобно (расстраиваются), когда дети говорят о своем прошлом, или даже пугаются чувств ребенка к его родной семье, процесс общения на эту тему помогает упрочить взаимоотношения между ребенком и приемными родителями (опекунами).

       Возможно, что со временем, когда ваши отношения станут достаточно близкими, ребенок расскажет вам о насилии, которое он испытывал. Ваша реакция на сказанное либо поддержит ребенка, либо заставит его замкнуться в себе.

       Важно, чтобы вы:

  • восприняли сказанное серьезно;
  • отреагировали спокойно, не выказывая недовольства или отвращения, так как это может напугать ребенка и усилить его чувство вины. Ваш ребенок может никогда больше не заговорить о насилии, чтобы защитить вас от негативных эмоций;
  • не ругали ребенка за использование нецензурных слов, потому что для него это может быть единственным способом описать случившееся;
  • убедили ребенка в том, что вы верите ему и что он не должен винить себя за происшедшее.

        Похвалите его за рассказ о случившемся.

       Некоторые приюты и детские дома помогают детям подготовить "Книгу по истории жизни". Эта книга может включать в себя информацию о родной семье, фотографии, копии важных документов (свидетельство о рождении, крещении), рисунки, сделанные ребенком во время терапевтических занятий. Она принадлежит ребенку, это его "отчет" о прошлом, и очень важно сохранить ее в целости. Усыновители и опекуны часто понимают важность книги, заполняя ее вместе с ребенком, это дает им возможность включить в нее информацию о новой семье.

 

 Т.И.Шульга,  Л.Я. Олиференко,  А.В.Быков

«Социально-педагогическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы».

Меню

Новости

Образовательные организации

Государственная итоговая аттестация

Нормативные документы

Дорожная карта

Дополнительное образование детей

Модернизация системы образования

Национальный проект "Образование"

Переход на обновленный ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников

Организация отдыха и оздоровления детей

Организация питания

Конкурсы и олимпиады

Наша новая школа

Прием в образовательные учреждения

Кадры.Вакансии

Платные образовательные услуги

Тексты официальных выступлений

Мониторинг системы образования

Защита прав детей

Поддержка детей-инвалидов

ГТО

Независимая оценка качества образования

Информация для выпускников

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания

Территориальная ПМПК

Функциональная грамотность

Проект 500+

Архивные материалы

Год педагога и наставника

#СрочнаяСоцПомощь

Электронное образование