Версия для слабовидящих
Уважаемые коллеги!
В истекшем учебном году инновационное развитие сферы общего образования Собинского района было продолжено в соответствии с ключевыми направлениями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; комплексом мер по модернизации системы общего образования, целевыми муниципальными программами «Развитие образования в Собинском районе на 2011–2013 годы » и «Одарённые дети».
Главной задачей управленческих структур в сфере дошкольного образования было исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализации комплекса мер, направленных на повышение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений.
Результатом работы по реализации программных документов в 2012 году стало увеличение на 103 фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе за счёт открытия новых групп в ДОУ № 10 г.Собинки, № 11 и 14 г.Лакинска – 70 мест.
На 01.01.2013 года число образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, составило 36 единиц.
На начало нового учебного года четыре сельских малокомплектных детских сада ДОУ № 7 с.Березники, № 12 с.Фетинино, № 21 с.Кишлеево, № 14 д.Глухово будут реорганизованы путём присоединения к другим образовательным учреждениям.
Созданная сеть детских учреждений охватывает дошкольным образованием 2935 человек (2012 г.–2855 чел., рост 2,8%, обл. показатель 4,5%).
Своевременно принятые меры по обеспечению доступности дошкольных образовательных услуг позволили достичь ряда позитивных изменений в решении данной социально значимой проблемы:
– все дети в возрасте от 3 до 7 лет обеспечены дошкольными образовательными услугами;
– повысился уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования на 3,5% (удовлетворение потребности граждан района в дошкольных образовательных услугах составило 91,2%);
– доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, достигло 79% (областной показатель – 75,7%);
– снизилась доля детей в возрасте от 1 до 6 лет, состоящих на учёте для определения в ДОУ, в общей численности детей данного возраста и составляет 5,4% (обл. показатель 5,7%);
Вместе с тем в районе сохраняется очерёдность детей в возрасте от 1 до 3 лет в дошкольные образовательные учреждения. Общее число очередников составляет на 01.09.2013 год 200 человек.
В целях ликвидации очерёдности на 2013 год по муниципальной целевой программе « Модернизация дошкольных образовательных учреждений Собинского района на 2011-2015 годы» предусмотрены средства на открытие МБ ДОУ № 2 «Теремок» г.Собинки и открытие группы в МБ ДОУ № 11 «Ласточка» г.Лакинска. В результате реализации программных мероприятий дополнительно будет введено в детских садах 100 мест.
В прошедшем учебном году большое внимание уделялось обеспечению качества дошкольного образования. Диагностика детей подготовительной группы по критериям ФГТ к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования показала высокий уровень усвоения элементарных математических представлений и целостной картины мира у выпускников МБДОУ на конец года в МБДОУ № 5, 12, 15, 16 г.Лакинска, МБДОУ № 1, 7 г.Собинки, МБДОУ с.Ворши, Бабаево, № 3 п.Ставрово.
Однако вызывает настороженность отрицательная динамика в основных показателях работы дошкольных учреждений за год:
– посещаемость детьми ДОУ понизилась с 74,4% по итогам 2011 года до 73,3% по итогам 2012 года; Ниже районного показателя посещаемость в ДОУ № 14 г.Лакинска, № 6, 10 г.Собинки, № 18 с.Толпухово. Отрицательная динамика наблюдается в ДОУ № 6 п.Асерхово, ДОУ № 4 г.Собинки.
– заболеваемость составила 11 детодней на одного ребёнка в среднем за год (2011 год – 10,6);
– увеличилось количество дней, пропущенных одним ребёнком в течение года с 57,2 дней в прошлом году до 60,9 дней в этом году. Особенно тревожная ситуация складывается в ДОУ № 4, 6, 8, 10 г.Собинки, № 4 п.Ставрово, № 19 п.Заречное, № 14 г.Лакинска, № 6 п.Асерхово.
Руководителям МБДОУ необходимо взять под строгий контроль выполнение основных показателей работы учреждения и обеспечить функционирование ДОУ в соответствии с требованиями, не допускать неэффективного расходования бюджетных средств. Местный бюджет с трудом, но несет нагрузку по заработной плате, налогам и коммунальным платежам, питанию и поддержанию в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения
( тепло-, электро-, водоснабжения, кровель), а «неподъемные» вопросы косметического ремонта, приобретение мебели и игрушек подхватывают спонсоры и родители. В тоже время при существующей посещаемости мы содержим полупустые группы в ДОУ при имеющейся очерёдности на устройство ребёнка в детский сад. Такая ситуация в данный момент крайне недопустима.
Ведущую роль среди качественных показателей дошкольного образования занимает уровень материально-технического оснащения. 97,2% ДОУ имеют все виды благоустройства. Практически все ДОУ нуждаются в плановом проведении текущего ремонта.
Остаются проблемы и в обеспечении ДОУ компьютерной техникой. Остаётся низкой доля детских садов, имеющих доступ в Интернет и адрес электронной почты.
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является его обеспеченность квалифицированными кадрами.
В образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, работает 293 человека руководящего и педагогического состава. Доля педагогов, имеющих высшее педагогическое образование, составляет 44,4% (обл. показатель 38,9%).
Достаточно высоким остаётся число административного и педагогического персонала ДОУ пенсионного возраста. Вместе с тем медленно пополняются учреждения системы дошкольного образования молодыми кадрами. Кроме того отмечается частая смена педагогических работников ДОУ.
В течение 2012–2013 гг. на постоянной основе осуществляется ежемесячный мониторинг выплат заработной платы педагогическим работникам учреждений отрасли. По состоянию на 01.07.2013 года средняя заработная плата педагогических работников в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях достигла 15722 рубля, что составляет (97,2%) от целевого значения 2013 года.
Проводимые меры позволяют прогнозировать качественные перемены в обеспечении кадрами дошкольного образования: приток молодых специалистов, повышение уровня квалификации работников.
Одной из острых социальных проблем, поднимаемых населением, является соотношение качества и цены предоставляемой услуги, что обусловлено изменениями федеральным законодательством. Постановлением главы района установлен размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в сумме 85 руб. в день с 01.09 2013г. и 95 руб. в день с 01.01.2014г.
Характеристика муниципальной сферы общего образования
Система общего образования района включает в себя 19 общеобразовательных учреждений:
– 10 средних школ, в т.ч. (50%) являются сельскими;
– 9 основных школ, в т.ч. (78%) школы села.
Обеспеченность ученическими местами в общеобразовательных учреждениях городских поселений района составляет 81% (4 школы работают в две смены), сельских поселений 39%.
Удельный вес расходов на функционирование развитие муниципальных общеобразовательных учреждений составляет в 2013 году 68,6% (в 2012 году – 68,8%).
Общий объём финансирования общего образования в 2013 году составляет 270,414 тыс. руб. (2012 год – 280,344 тыс. руб.).
Охват населения района в возрасте от 7 до 17 лет общим образованием составляет 100%.
Сумма расходов на обучение одного ученика в 2012 году составило 54670 руб., в 2013 году по прогнозу – 52193 руб.
Одним из ключевых показателей развития муниципальной системы образования является сокращение неэффективных расходов.
Объем неэффективных расходов на образование в нашем районе в 2012 году составил 7 млн.064 тыс. руб. Причины их возникновения – низкая наполняемость классов-комплектов, уменьшения числа учащихся, приходящихся на одного учителя, содержание лишних площадей зданий и земельных участков. По прогнозу на 1 сентября 2013 года средняя наполняемость в классах-комлектах в среднем по району составит 21,2 учащихся, в том числе при нормативе в 25 человек в городских учреждениях средний показатель составит 26,5 человек ( максимальный в Лакинской СОШ № 1- 28, 2 человек и минимальный в Собинской ООШ № 2- 19,9 человек). В сельских школах норматив наполняемости в 14 человек будет обеспечен только в 3-х школах из 12 ( Воршинской СОШ, Зареченской СОШ, Бабаевской ООШ). В остальных школах наполняемость составит от 9,3 человек в Кишлеевской ООШ до 12,7 человек в Толпуховской СОШ. В результате средняя наполняемость сельских школ составляет 12,7 человек.
Как следствие этого, не соблюдается выполнение норматива «учитель-ученик». В районе на 1 сентября он составляет 13,4 человека (норматив 15 человек). Причем их 18 школ он не обеспечивается 14 школами. Наибольший показатель у Лакинской СОШ № 2 – 22,9 человека, наименьший – у Фетининской ООШ – 4,8 человека и Кишлеевской ООШ - 5,3 человека.
Располагая проектными мощностями школ на 7868 детей, с 1 сентября к занятиям приступят 5184 учащихся, т.е. имеющиеся площади будут использованы лишь на 65%. Это ведет к удорожанию стоимости предоставления муниципальной услуги в сфере общего образования. Средняя стоимость содержания 1 учащегося составляет 54671 руб. ( при соблюдении всех установленных нормативов содержание обходится в СОШ № 2 г.Лакинска- 32800 руб., в Березниковской ООШ -150000 руб., т.к. проектные мощности используются лишь на 19%.
Безусловно, содержание сети образовательных учреждений, как и обеспечение преподавания, требует очень серьезных расходов. Нам необходимо научиться осуществлять только те необходимые и оправданные расходы, которые приводят к качественным результатам.
Транспортной услугой пользуются 361 обучающийся из 8 общеобразовательных учреждений.
Охват обучающихся горячим питанием составляет 86% (обл. показатель 88%). Выше областного показателя охват горячим питанием достигнут в каждой второй школе (СОШ № 4 г.Собинки, Ставровской СОШ, Воршинской СОШ, Рождественской СОШ, Зареченской СОШ, Черкутинской ООШ, Бабаевской ООШ, Березниковской ООШ, Куриловской ООШ, Фетининской ООШ). Самые низкие показатели в СОШ № 1, 2 г.Лакинска, Асерховской СОШ, Устьевской СОШ.
Для решения проблемы доступности профильного обучения старшеклассников в соответствии с их склонностями и способностями восемь школ (88,9%) организуют профильное обучение по отдельным предметам. Доля выпускников 11-х классов, окончивших школы по названным программам составила 81,3% (2011–2012 – 61,4%). С первого сентября 2013 года обучение в 10-х классах по программам профильного обучения или индивидуальным учебным планам будет организовано во всех средних школах.
Обеспечение доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется через проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. Системой дистанционного обучения охвачены семь учащихся. Это все дети, которые нуждаются в данной услуге.
Услуги дополнительного образования дети и подростки получают в учреждениях дополнительного образования и в школах. В УДОД занято 3025 детей, что на 6,7% выше показателя предыдущего года.
В школах услуги по дополнительному образованию получают 59,5% (2011–2012 год – 58,3%). Однако, по-прежнему обучающиеся заняты дополнительным образованием в традиционных формах: кружки, клубы, секции. Гораздо меньше школьников занято проектно-исследовательской деятельностью (не более 7%).
Школа будущего первоклассника, направленная на развитие и адаптацию к школе, организована в 10 ( 57,9%) школах, в т.ч., в 2-х (10,5%) школах
(МБОУ СОШ № 2 г.Лакинска, МБОУ Ставровская СОШ) на условиях оказания платных дополнительных образовательных услуг.
Качество общего образования
Норматив обеспеченности одного обучающегося учебным оборудованием динамично растёт:
– в 2010 году его размер составлял 2629 руб.;
– в 2011 году – 2466 руб.;
– в 2012 году – 7719 руб.;
Во всех 1-х и 2-х классах района продолжается работа по реализации ФГОС НОО.
Региональной особенностью введения в ФГОС НОО является включение в основные образовательные программы обучения внеурочной деятельности по направлениям: общеинтеллектуальному, общекультурному, спортивно-оздоровительному, социальному, духовно-нравственному.
За два года в рамках реализации ФГОС НОО школах района установлены 1948 единиц учебно-лабораторного оборудования на общую сумму 6999700 руб., выделенных из федерального и регионального бюджетов.
Для обучения школьников 1-х и 2-х классов по ФГОС НОО закуплено учебных пособий и учебников на сумму 5030800 руб.
В 2013 году для обучающихся школ района будет закуплено 3789 учебников и учебных пособий на сумму 2435 тыс. руб.
Ключевая формула нового стандарта: «научить детей учиться». Каковы же результаты обучения по ФГОС НОО?
Диагностическую работу по материалам комплексных работ РМК включающим задания по математике, русскому языку, окружающему миру и литературному чтению выполняли 1106 учащихся 1-х, 2-х классов из 19 школ. Предметные и метапредметные (внеурочная деятельность) результаты обучающихся оценивались на базовом и повышенном уровнях освоения основной общеобразовательной программы.
Базовые уровни освоения образовательной программы 1-2-х классов показали 98,5% обучающихся, из них на повышенном уровне сложности с работой справились 52,5% школьников.
Высокие результаты показали обучающиеся СОШ № 4 г.Собинки, Березниковской ООШ, Устьевской ООШ. Низкие результаты освоения образовательной программы у обучающихся 1-2-х классов Черкутинской ООШ, Толпуховской СОШ.
Объяснение этому можно найти в неудовлетворительном уровне управления начальной школой в части освоения образовательной программы для обучающихся 1-2-х классов.
Анализ организации внеурочной деятельности обучающихся 1-2-х классов показывает, что в основном занятия внеурочной деятельностью проходят в классно-урочной форме. Занятия ведутся бессистемно. Есть нарушения в расписаниях проведения внеурочных занятий, их содержание не нацелено на организацию проектной деятельности обучающихся, занятия становятся дополнительной учебной нагрузкой и даже обузой для детей.
Проблема организации внеурочной деятельности по ФГОС НОО усугубляется в школах с предельной наполняемостью и наличием двухсменного режима обучения.
Не хватает учебных кабинетов, проводятся в основном статичные занятия в школе. Не организуются экскурсии, практические занятия на природе в учреждениях дополнительного образования, и, как следствие, снижается мотивация обучающихся на занятиях, а у учителей начальных классов – в организации внеурочной деятельности школьников. Появляется формат шаблона в ведении занятий внеурочной деятельности, используются неэффективные образовательные технологии.
Ключевыми результатами качества общего образования являются результаты государственной итоговой аттестации в 9-х классах (ГИА) и ЕГЭ в 11-х классах. По результатам ГИА в 9-х классах средний балл по русскому языку в районе составляет 3,8 балла (в 2012 году – 3,7 балла). По алгебре и геометрии – 3,5 балла (в 2012 году по математике – 3,6 балла). Высокое качество основного общего образования по двум обязательным предметам показали выпускники Березниковской ООШ.
Результаты ГИА ниже районного показателя по русскому языку и математике в Кишлеевской и Черкутинской ООШ.
По результатам ЕГЭ в 11-х классах средний тестовый балл по русскому языку в районе составляет 65,1 балла (в 2012 году – 64,6 балла).
Результаты выше среднего тестового балла на ЕГЭ по русскому языку показали ученики трёх школ района: МБОУ СОШ № 4 г.Собинки, МБОУ СОШ № 2 г.Лакинска, МБОУ Ставровской СОШ.
Самый низкий результат у выпускников Зареченской СОШ.
ЕГЭ по русскому языку сдали 100% выпускников.
По математике в 11-х классах средний тестовый балл составил 44,1 балла (в 2012 году – 39,5 балла). Результаты выше среднего тестового балла показали выпускники МБОУ Ставровской СОШ, МБОУ Воршинской СОШ, МБОУ № 1 г.Собинки.
По сравнению с результатами прошлого учебного года в 78% школ отмечается увеличение качественного показателя выполнения работ за исключением МБОУ Асерховской и МБОУ Толпуховской СОШ, благодаря чему район не может подняться выше в областном рейтинге территорий, а Асерховская СОШ входит в десятку неэффективных школ области. Коллективам этих школ необходимо серьезно проанализировать систематические провальные результаты по математике на ЕГЭ.
И того ЕГЭ по математике сдали 94,3% выпускников школ района.
Остальные предметы в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации сдавались по выбору. Выше минимального балла на ЕГЭ получили по литературе, английскому языку, химии, географии – 100% выпускников, по физике – 96,6% выпускников, по обществознанию – 96,5% выпускников, по истории – 95,7% выпускников, по биологии – 91,7% выпускников, по информатике – 84,6% выпускников.
В рейтинге территорий по среднему баллу мы выглядим следующим образом: по русскому языку - на 9 месте ( из 21 территории)
по математике - на 14 месте
по обществознанию - на 16 месте
по физике - на 17 месте
по истории – на 16 месте
по биологии - на 15 месте
по информатике - на 17 месте
по английскому - на 19 месте
по химии - на 11 месте
по литературе - на 19 месте
по географии - на 17 месте
В рейтинге муниципалитетов по среднему баллу, полученному в общеобразовательных учреждениях в 2013 году мы занимаем 16 место.
Наивысший балл (100 баллов) получили 2-ое выпускников из СОШ № 2 г.Лакинска по химии .
Самыми востребованными предметами по выбору участников ЕГЭ стали:
– обществознание (его сдавали 64,8% выпускников);
– биология – 27,3% выпускников;
– история – 17,6% выпускников.
Школы создаются и существуют для решения главной государственной и общественной задачи – качественно обучать детей. И оценивают ее по качеству результата, измеряемому независимой системой аккредитации и единого государственного экзамена.
От дискуссий о целесообразности введения единого государственного экзамена пора перейти к анализу результатов, полученных за годы его введения. За этот срок уже можно и нужно было понять, как строить систему обучения для достижения положительного результата, причем адекватного школьной оценке, без обмана ожиданий выпускников и их родителей.
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х и 11-х классов, имеющих медицинские показания, проводилось в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ). Результаты выпускников на ГВЭ положительные.
Общие итоги учебного года
В 2012–2013 учебном году в муниципальных общеобразовательных школах обучалось 5153 школьника, что на 82 человека больше, чем в 2011–2012 учебном году (5071).
Аттестаты об основном общем образовании получили 488 (100%) выпускников (2011–2012 уч. г. – 447 человек (99,8%)). 8 выпускников 9-х классов (1,6%) получили аттестат особого образца (2012 году – 0,9%).
Аттестаты о среднем общем образовании получили 166 (94,3%) выпускников 11-х классов. (в 2012 году – 91,8% с учётом пересдачи ЕГЭ), из них 9 (5,1%) выпускников получили аттестаты особого образца и награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении».
23 (3,5%) выпускника 9–11-х классов награждены Похвальными грамотами «За особые успехи в изучении отдельных предметов».
За отличные успехи в учении 115 (2,5%) обучающихся 2–8-х и 10-х классов отмечены Похвальными листами.
Качество обученности на ступени начального общего образования составляет 51,4% (2012 год – 55,1%).
– на ступени основного общего образования – 32,5% (в 2012 году – 36,1%);
– в средней школе 36,1% (в 2012 году – 34,7%).
В целом по итогам прошедшего учебного года качество обученности школьников составляет 40,2% (в 2012 г. – 40,7%).
На повторный год обучения оставлены 30 школьников (0,6%), АППГ тот же.
Причинами низких результатов обучения в школах является неэффективная школьная система оценки качества образования и отсутствие системной индивидуальной работы с обучающимися, имеющими проблемы в учении. Кроме того, наметилась тенденция формирования группы школ (как сельских, так и городских), устойчиво демонстрирующих низкие учебные результаты на всех ступенях образования. Это СОШ № 3 г.Собинки, Рождественская СОШ, Толпуховская СОШ, Кишлеевская ООШ.
Оценка эффективности деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений включает результаты обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьника.
Эффективность участия школьников в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады составляет 22,8% (в 2011 – 2012 г. – 25,5%).
Победителями и призёрами по 14 предметам стали 157 учащихся из 15 школ района. В то же время эффективность участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников остаётся низкой. Призёрами областной олимпиады школьников стали трое учащихся (из МБОУ Толпуховской СОШ по русскому языку, и МБОУ СОШ № 2 г.Лакинска по биологии и физкультуре.
За особые успехи в учении, искусстве и спорте 19 обучающихся получили стипендии Главы Собинского района.
При этом в работе с одарёнными детьми остаются нерешённые задачи, такие как: внедрение новых форм работы и технологии обучения одарённых детей; развитие системы дистанционного обучения одарённых детей, повышение квалификации учителей, проведение в каждой школе специальных практикумов по решению заданий олимпиадного уровня. Это необходимые условия динамики результатов олимпиад, так как только 0,5% учителей готовят победителей и призёров областного уровня.
Школа во все времена занималась не только с успешными детьми, но и являлась центром системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди подростков. Это направление работы школы и сегодня значимо для общества. К сожалению, число школьников, совершивших правонарушения и преступления, не снижается.
Доля учащихся общеобразовательных учреждений, состоящих на учёте в ОДН ОВД, за три последних года остаётся высокой (1,8%). Наибольший процент, состоящих на учёте в ОДН, составляет учащиеся ООШ № 2, 3, г.Собинки, СОШ № 1 г.Лакинска, Кишлеевской ООШ.
Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и общеобразовательные учреждения принимают меры по привлечению учащихся, состоящих на профилактических учётах, к занятиям в кружках по интересам и спортивных секциях. В 2012–2013 учебном году 50,7% из них занималась в кружках (обл. показатель 30,1%), 40,4% – в спортивных секциях (область – 36,9%).
Если мы хотим удовлетворить ожидания родителей и общества, если мы мечтаем о продуктивной занятости детей, о спокойствии улиц и социальной стабильности, нам надо укреплять и развивать дополнительное образование детей.
В районе сохраняется приоритет бесплатности и равного доступа дополнительного образования для всех категорий детей.
Более 400 воспитанников учреждений дополнительного образования детей принимали участие в конкурсах и соревнованиях межрегионального и регионального уровня, более 250 из них стали победителями и призёрами.
В системе дополнительного образования детей существуют явные и скрытые проблемы. Явные проблемы с материальным оснащением, охватом детей (дополнительным образованием детей охвачены 58,7% (55,7% - 2012 год), скрытые - однотипные направления, неинтересные и невостребованные подростками.
Сегодня мы находимся в ожидании серьезных перемен в дополнительном образовании, мы понимаем, что это не решит разом все проблемы – кадровые, организационные, материально-технические.
Формированию активной жизненной позиции учащихся, развитию лидерских качеств способствует детское общественное движение, объединяющее 94% учащихся школ на основе социального, интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.
Кадры системы общего образования
Одним из показателей эффективности управления сферы образования является уровень профессионализма управленческих и педагогических кадров, который на прямую влияет на качество образования, распространения
современных технологий и методов преподавания. В школах района работают 395 педагогических работников, среди которых 383 учителя. Средняя учебная нагрузка одного учителя муниципальной школы 22 часа и составляет 1,2 ставки. Самая высокая нагрузка учителей в школах: СОШ № 2 г.Лакинска (27 часов), СОШ № 1 г.Собинки (25 часов), Кишлеевской ООШ (24,3 часа). Самая низкая – в СОШ № 3 г.Собинки (17,5 часов).
Уровень образования учителей достаточно высокий, 85,2% учителей имеют высшее профессиональное образование.
Доля учителей пенсионного возраста составляет 21,6%. Происходит постепенное обновление педагогического корпуса. Доля учителей в возрасте до 35 лет составляет 24,4%. За два года в школы района пришли 29 молодых специалистов, из них 5 человек ушли из образовательных учреждений. В 2012–2013 учебном году в районе было 56 вакансий учителей. 92,8% закрыты: за счёт выпускников профессиональных учреждений 23,2%, остальные за счёт интенсификации педагогического труда.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. За пять лет реализации новой системы оплаты труда (НСОТ) достигнут рост заработной платы учителей в 2,1 раза (с 10371 руб. в 2009 году до 21455 руб. в 2013 году).
Любой опыт, в том числе, международный, свидетельствует о том, что сегодня высокоразвитые системы образования концентрируют внимание на развитии профессиональных компетенций учителя. Система аттестации и оплаты труда учителей должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие. Однако, после введения в 2011 году нового порядка аттестации педагогических работников квалификационный уровень педагогических работников снизился и составляет всего 75,6 % учителей (в 2011 году – 82 %).
Высшую квалификационную категорию имеют 53 человека (15,4% от общего числа педагогических работников);
на первую квалификационную категорию аттестованы 147 человек (42,7%);
на вторую квалификационную категорию – 60 человек (17,4%)
Анализ статистики показывает, что квалификационный уровень в 11 школах выше районного показателя, а в МБОУ ООШ № 3 г.Собинки, МБОУ Асерховская СОШ, МБОУ Кишлеевская ООШ, МБОУ Устьевская ООШ, МБОУ Фетининская ООШ – ниже районного показателя.
Квалификационной уровень учителей, как показывает анализ, значительно влияет на качество образования обучающихся этих школ.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпусов требует мобильности и гибкости системы повышения квалификации.
Ключевыми показателями в оценке эффективности деятельности руководителей общеобразовательных учреждений являются умение руководителя определять стратегию развития школы, ориентированную на результат.
В 2012–2013 учебном году на территории района продолжилась реализации приоритетного национального проекта «Образование». В муниципальном этапе конкурса школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, приняли участие 2 общеобразовательных учреждения: МБОУ Воршинской СОШ и Зареченской СОШ. Победителем регионального конкурса 2013 года стала Воршинская СОШ, получив гранд на реализацию образовательных программ в размере 500 тыс. руб.
В муниципальном этапе конкурса лучших учителей приняли участие 4 педагога школ района: учителя географии, биологии, физики, русского языка и литературы (из МБОУ СОШ № 1 г.Лакинска, МБОУ Ставровская СОШ, МБОУ Рождественская СОШ, МБОУ Черкутинская ООШ).
Победителем стала Прохорова И.А., учитель биологии МБОУ Рождественской СОШ, получив гранд 200 тыс. руб., лауреатом регионального этапа конкурса стала Филимонова И.А., учитель географии МБОУ Ставровской СОШ, получив гранд 50 тыс. руб.
Инновационная активность образовательных учреждений, направленная на достижение более высокого уровня качества образования учащихся, наличие победителей и лауреатов конкурсов в рамках приоритетного национального проекта «Образование» показывает потенциал руководящих и педагогических работников школ, их способность к решению задач модернизации образования. Активные участники инновационных процессов – МБОУ Ставровская СОШ, МБОУ Воршинская СОШ, не проявляют активности основные образовательные учреждения села, средние школы городов Собинки и Лакинска.
В прошедшем учебном году информатизация муниципальной системы образования приобрела устойчивую динамику в соответствии с требованиями к современному материально-техническому обеспечению школ. Количество профессиональных компьютеров увеличилось в 2,3 раза с 393 до 917 единиц;
интерактивных досок в 2,6 раза с 33 до 91;
мультимедийных проекторов в 2,3 раза с 69 до 157 единиц.
В результате улучшилось значение показателя «Количество учеников на один персональный компьютер» – 6 человек (2012 году – 7 человек).
Все общеобразовательные учреждения имеют выход в Интернет, электронную почту, школьные сайты. Во всех общеобразовательных учреждениях увеличилась пропускная способность Интернет трафика.
84,2% школ района имеют локальную сеть по всему образовательному учреждению, из них 10 школ (52,6% с использованием технологии Wi-Fi, что позволяет увеличить количество часов работы с Интернет-ресурсами.
84,21% общеобразовательных учреждений осуществили переход на электронный дневник и журнал в отдельных классах и ступенях.
Ключевые направления развития сферы образования в 2013–2014 учебном году.
1. Безусловное исполнение показателей программы «Дорожная карта».
2. Совершенствование и приведение в соответствие нормативно-правовой базы в сферах образования, воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей в рамках нового закона «Об образовании в РФ».
3. Обеспечение реализации программных показателей модернизации дошкольного образования в части создания дополнительных мест в учреждениях, реализующих программы общего дошкольного образования, повышение заработной платы работников дошкольного образования.
4. Достижение качественных характеристик функционирования системы, связанных с готовностью к реализации федеральных государственных стандартов дошкольного образования, обеспечением качественной предшкольной подготовки, удовлетворённостью населения услугами дошкольного образования.
5. Реализация комплекса мер по модернизации общего образования.
6. Обеспечение права выбора обучающимся индивидуальной образовательной траектории (профильное и углубленное изучение) на старшей ступени обучения.
7. Расширение допуска к сетевым электронным образовательным ресурсам, создания дополнительных условий для использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
8. Проведение мероприятий, направленных на обеспечение повышения заработной платы педагогическим работникам, внедрение эффективного контракта с руководителями образовательных учреждений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2013 года № 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального учреждения.
Уважаемые коллеги!
Наша профессия – одна из самых нужных обществу и одна из самых беспокойных.
Настоящий учитель, воспитатель – это прежде всего, личность, способная щедро отдавать себя, даря каждому свое.
Трудному ребенку – терпение
Робкому ребенку – уверенность
Всем детям – хороший пример
Родителям – время выслушать
Администрации – способность творить
Обществу – служение
Себе – самоуважение
Добра, благополучия и мира вашим семьям.
Успехов в нашем трудном, но таком интересном и нужном деле.
С новым учебным годом, коллеги!