Версия для слабовидящих
Уважаемые коллеги!
Каждый учебный год, прожитый системой образования, похож и непохож на предыдущий. Но курс, взятый в августе, всегда остается неизменным - развитие системы образования района. Те задачи, которые были поставлены на предыдущем совещании, в августе 2009 года в целом были решены:
совершенствование содержания и технологий образования;
развитие системы обеспечения качества образовательных услуг;
повышение эффективности управления в системе образования;
совершенствование системы повышения профессионального мастерства педагогов;
совершенствование экономических механизмов и ресурсного обеспечения в сфере образования.
В 2010 году завершается процесс реализации Программы модернизации российского образования. Сегодня главные предстоящие шаги в общем образовании сформированы в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Настало время осмыслить то, что нам удалось сделать, над чем еще предстоит потрудиться, сопоставить перспективы развития системы образова-ния района с основными направлениями, определенными в образовательной инициативе «Наша новая школа» и стратегии развития образования до 2020 года.
Общая характеристика образовательной системы и тенденции её развития.
Дошкольное образование.
Система дошкольного образования Собинского района - стабильная и динамично развивающаяся. Организованными формами дошкольного образования охвачены 72% детей ( обл. показатель - 74 % ).
Всего в районе функционирует на 01 сентября текущего года 34 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают 2623 ребенка.
С 2006 г. по 2009 г. количество детей, посещающих муниципальные детские сады увеличилось на 142 человека (6%).
Одним из направлений, характеризирующим качество дошкольного обра-зования, является состояние здоровья дошкольников. Для сохранения здоровья воспитанников в детских садах активно используется психологическая помощь, фитотерапевтическая, физкультурно-оздоровительная.
В 29 детских садах функционируют физкультурные залы, в 19 ДОУ спор-тивные площадки. С большим интересом проходят спортивные районные соревнования «Малышок», «Мама, папа я - спортивная семья».
Все дошкольные образовательные учреждения района обеспечены медицинскими кадрами. В результате с 2006 г. по 2009 г. отмечается положительная динамика посещаемости детских садов и снижение детской заболеваемости на 4%.
Детские сады активно апробируют, внедряют и развивают новые формы работы. В летний период открываются адаптационные группы, что способству-ет комфортному вхождению ребенка в детский коллектив.
Открыты 2 группы выходного дня с кратковременным пребыванием детей (ДОУ № 4 п. Ставрово и ДОУ № 5 г. Лакинска). Функционируют 4 коррекционнно-развивающих группы ( для детей с нарушением речи), 5 логопунктов, 2 группы круглосуточного пребывания детей (ДОУ №11, 15 г.Лакинск).
Дополнительно открыты в 2009-2010 уч.году 2 группы полного дня пребывания детей. (ДОУ №11 г. Лакинска, ДОУ №19 с. Заречное).В результате развития предшкольного образования все дети в возрасте от 5 до 7 лет получают образовательные услуги.
Идет постепенный процесс обновления модели дошкольного образования с учетом запросов и интересов населения. Обновлению содержания образования и повышению его качества способствует развитие инновационной работы и внедрение авторских программ, разработанных педагогами детских садов. Наиболее эффективно эта работа проводится в ДОУ№ 12, 16, 17 г. Лакинска и № 5 п. Ставрово. Серьезное внимание уделяется развитию индивидуальных способ-ностей каждого ребенка На базе ДОУ по запросам родителей и с учетом интересов детей предоставляются дополнительные услуги через организацию круж-ковой работы. Открыты кружки различной направленности, в которых занимается 16% дошкольников. Активно эта работа осуществляется в ДОУ № 17, 12 г. Лакинска, № 8, 10 г. Собинки и № 2,4 п. Ставрово.
Внедряются новые формы организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. С 1 апреля 2010 г. на базе МДОУ №4 п. Ставрово открыта областная опытно-экспериментальная площадка «Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении как средство социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в новую социальную среду». Наработанный дошкольным учреждением материал позволит другим детским садам организовать работу с детьми-инвалидами в новых формах.
Дошкольное образование района ориентировано на:
оптимальное обеспечение равных стартовых возможностей для детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе;
привлечение родителей, общественности к активному участию в управлении дошкольным образованием;
дальнейшее развитие системы оздоровления детей.
Доступность услуги дошкольного образования является одной из острых социальных проблем в районе. Потребность населения в дошкольных образова-тельных услугах по-прежнему превышает проектные возможности детских са-дов. Сохраняется очередность на места в дошкольные образовательные учреждения. В сентябре планируется открытие 2х дополнительных групп в ДОУ №16 г. Лакинска и ДОУ №3 п. Ставрово, а в ноябре - открытие ДОУ №6 в г. Собинка, что позволит предоставить 90 мест для детей состоящих в муниципальной очереди.
Общее образование.
Сеть муниципальных общеобразовательных учреждений района в 2009-2010 уч.году представлена 22 общеобразовательными учреждениями.
В сельских поселениях расположено 14 общеобразовательных учреждений (63,6% от общей численности школ в сети ).
Охват детей общим образованием - один из показателей выполнения за-кона РФ «Об образовании». В общеобразовательных учреждениях района обучается 4960 учащихся. Это на 185 учащихся меньше, чем в 2008-2009 уч.г. Ежегодно отмечается снижение контингента в среднем на 3,2%.
Качество обученности школьников(учатся на «4» и «5») за последние 3 года не притерпело значительных изменений:
качество обученности по району - 37,2% - (АППГ - 37,1%)
начальная ступень (1-4 класссы) - 52,6% - (АППГ - 53,7%)
основная ступень (5-9 классы) - 29,1% - (АППГ - 29,9%)
старшая ступень (10-11 классы) - 29,4% - (АППГ - 26,8%)
15 выпускников 11 классов награждены золотыми и серебряными медалями «За особые успехи в учении», 7 выпускников из 5 средних школ района награждены серебряными медалями (СОШ №4 - 1, Лакинская СОШ №1 - 1, Лакинская СОШ №2 - 1, Зареченская СОШ - 1, Ставровская СОШ - 3).
8 выпускников из четырех средних школ награждены золотыми медалями (СОШ№ 4 - 1, Лакинская СОШ № 1-4, Воршинская СОШ - 1, Ставровская СОШ - 2).
По итогам года отсутствуют учащиеся, выбывшие до получения основного общего образования. Доля обучающихся, выбывших из общеобразовательных учреждений до получения среднего (полного) общего образования в 10-11 классах составляет 2,6 %.
В системе образования создаются условия для удовлетворения возрастающих потребностей населения в вариативных формах и программах обучения. С учетом потребностей и возможностей обучающиеся осваивают обще-образовательные программы в форме очного ( 98,7 %), заочного обучения (1,3 % - 68 человек). В форме экстерната обучается 5 человек, индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья организуется для 40 человек ( из них 20 - являются детьми инвалидами). Программы повышенного уровня образова-ния осваивают 7,4 % учащихся школ района.
В районе функционирует система коррекционно-развивающего обучения, которая обеспечивает разнообразие организационных форм для детей с проблемами здоровья.
Общее число детей, охваченных системой компенсирующего обучения, на протяжении последних 3-х лет составляет 3,5 % от общего числа обучающихся 1-9 классов.
В практику обучения детей-инвалидов внедряется дистанционное обучение. С 2010-2011 учебного года планируется организация дистанционного обучения 4 детей-инвалидов (2 уч-ся из Ставровской СОШ, 1 уч-ся Собинской СОШ №2 и Собинской СОШ №4 - 1 уч-ся).
По прежнему в районе востребована логопедическая служба для детей с проблемами речевого развития. За 3 года количество логопедических пунктов в школах остается стабильным. В целом в районе наблюдается положительная динамика по оказанию логопедической помощи детям младшего школьного возраста, а также психолого-педагогической поддержки детям с проблемами здоровья в классах компенсирующего обучения.
Результаты ЕГЭ и ГИА за курс основной школы.
В ЕГЭ 2010 года, прошедшего в штатном режиме в рамках российского законодательства, приняли участие 211 выпускников муниципальных школ, из них 7 выпускников прошлых лет. ЕГЭ проводился по 13 предметам, из них 2 обязательных экзамена на проверку функциональной зрелости по базовым предметам российского образования (русский язык, математика) .
Средний балл в районе по русскому языку в 11-х классах - 59,3 (обл.показатель - 59,4).
Выше областного показателя результаты в:
Лакинской СОШ №2 (65,9);
Собинской СОШ №4 (65,4);
Толпуховской СОШ (64,2).
Самый низкий результат показали выпускники Рождественской СОШ (51,9).
Средний балл в районе по математике - 38,1 (обл.показатель - 41,6)
Выше областного показателя результаты в Ставровской СОШ - 46,1
Самый низкий результат показали выпускники СОШ №1 г.Собинки - 33,3.
Не набрали установленного минимума по математике 2 человека, 1,0% (обл. 2,6%).
В целом по району результаты выполненных работ по обязательным предметам выше результата прошлого учебного года. Самый высокий рейтинг по достигнутым результатам имеет Лакинская СОШ №2, самый низкий - Собинская СОШ № 1.
Таким образом, результаты ГИА по обязательным предметам показывают положительную динамику по сравнению с результатами 2009 уч. года в части освоения стандарта образования.
Выбор предметов на ГИА в форме ЕГЭ составил 84,5% от числа всех выпускников (2008-09 уч.год - 71%). Наиболее успешно по результатам ЕГЭ прошел экзамен по информатике. Слабые результаты получены по итогам проведения ЕГЭ по английскому языку.
Учащаяся Лакинской СОШ №2 Поленичко Ксения набрала на экзамене по литературе максимальное кол-во баллов. А вот на качество преподавания ряда предметов надо обратить серьезное внимание, так как средний балл по ним ниже областного показателя.
Мы не плохо сдали ЕГЭ, смогли обеспечить его подготовку в районе на достаточно хорошем организационном уровне. Но успокаиваться нам нельзя, так как приведенные выше данные говорят о том, что есть еще над чем поработать.
В 2009-2010 уч. году все выпускники 9-х классов приняли участие в ГИА в новой форме. Всего экзамен по русскому языку и математике в форме ГИА сдавали 506 уч-ся, что составляет 98,4 % от выпускников 9-х классов. Самые высокие результаты по математике (получили оценку «4»,«5») показали учащиеся Воршинской СШ (41,2%), Куриловской ООШ (33%).
Наибольшее кол-во учащихся, не справившихся с заданиями, оказалось в СОШ № 2 г. Собинки (31,8 %).
Полученные результаты свидетельствуют, что 87,2% сдававших экзамен по математике, усвоили знания базового уровня из них владеют знаниями более высокого уровня 19%.
Самые высокие результаты по русскому языку показали учащиеся Воршинской СОШ (58,8 %) и СОШ № 1 г. Собинки (50%). Не справились с заданиями 58 учащихся из 18 школ района. Полученные результаты свидетельствуют, что 98,4% сдававших экзамен по русскому языку усвоили знания базового уровня. Из них владеют знаниями более высокого уровня 37,4%.
В 2010 году 30 (5,8%) выпускников 9-х классов из 13 (62%) школ района выбрали в качестве предмета по выбору историю для сдачи экзамена в новой форме. Более всего таких учащихся имелось в Лакинской СОШ № 1, Ставровской, Воршинской и Зареченской СОШ. Все учащиеся справились с предложенной работой, качество составило 47%.
Таким образом повышение качества образования - одна из важнейших задач, стоящих перед всеми ОУ.
Говоря о качестве мы, прежде всего, ориентируемся на внешние, незави-симые формы его оценки, которые выявили следующие проблемы:
наличие учащихся, закончивших ОУ со справкой. 3 выпускников (1,4%) - не получили аттестат о среднем (полном) общем образовании (Ставровская СОШ, Лакинская СОШ №1,Собинская СОШ №4).
низкое качество образования в очно-заочных классах. 5 выпускников (2- в СОШ №3 г.Собинки, 3 - в Ставровской СОШ) не по-лучили аттестаты о среднем (полном) общем образовании.
недостаточная индивидуализация обучения, в т.ч. на старшей ступени при подготовке к ЕГЭ.
недостаточная сформированность системы внеурочной деятельности в ряде ОУ.
наличие учащихся оставшихся на повторное обучение. Из 35 уч-ся - 33 (94,3% - это учащиеся начальной школы, 22 из них - учащиеся 1 класса). Это говорит о том, что недостаточно развита преемственность между дошкольным и начальным уровнем образования.
Результаты ГИА И ЕГЭ в муниципальных общеобразовательных учреждениях района обязывают нас изменить подходы к системе муниципального и школьного контроля оценки качества образования, построить новую модель повышения квалификации учителей, использовать новые современные техно-логии преподавания.
Результаты работы с одаренными детьми.
В муниципальной системе образования обеспечены условия для поддержки развития детей с повышенным уровнем развития. Базовым ресурсом в работе с одаренными детьми является муниципальная программа «Одаренные дети», принятая Постановлением Главы района в 2007 году.
В 2009-2010 учебном году было проведено 12 районных туров Всероссийской предметной олимпиады по общеобразовательным предметам, в которых приняли участие 342 школьника (23,5% от количества учащихся 8-11 классов). Победителями и призерами районного тура стали 38 человек (11,1% от количества участников). Лучшие результаты показали учащиеся Ставровской СОШ и СОШ № 2 г. Лакинска. В региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам приняли участие 18 школьников, 2 из них стали призерами.
Учащаяся СОШ №4 г.Собинки Борисевич Светлана - по обществознанию и английскому языку.
Учащаяся Ставровской СОШ Куст Алена - по биологии.
В 2010 году персональную стипендию Владимирской области «Надежда земли Владимирской» в номинации «Молодой исследователь в области социально-экономических и гуманитарных наук» получили Куст Алена и Процун Григорий, учащиеся Ставровской СОШ.
В 2009-2010 уч. году впервые прошел конкурс «Одаренный ребёнок» в котором приняли участие 27 учащихся 2-11 классов из 10 школ района. Похвальными грамотами за достигнутые успехи отмечены 8 учащихся из СОШ №1,2,4 г. Собинки, СОШ №2 г. Лакинска, Ставровской и Воршинской СОШ.
Самыми массовыми интеллектуальными соревнованиями стали: Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»,Всероссийские конкурсы «Русский медвежонок», «КИТ», «Британский бульдог», ЧиП, Эрудит-Марафон «ЭМУ-2010», в которых приняли участие учащиеся 2-11 классов из всех ОУ района.
При этом нельзя не отметить те проблемы, которые возникают в ходе реализации программы:
недостаточное организационно - учебное, материально - техническое и дидактическое обеспечение учебных курсов для одаренных детей;
недостаточное привлечение высококвалифицированных специалистов;
слабая организация дополнительной подготовки учащихся;
отсутствие инновационных форм обучения одаренных детей, педагогов, методистов.
Дополнительное образование.
Развитие дополнительного образования детей является ключевым условием для разностороннего развития учащихся, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Охват школьников дополнительным образованием составляет 94%, из них в учреждениях дополнительного образо-вания занимается 70% детей, в общеобразовательных учреждениях 79% и 17% - в учреждениях культуры. В рамках сетевого взаимодействия функционируют 17 учреждений общего и 5 учреждений дополнительного образования детей. Наиболее разветвленная сеть партнерских отношений выстроена в ДДТ п. Ставрово, спортцентре «Олимп» и в ЦДЮТур. Остается стабильным охват детей дополнительным образованием на базе школ.
Ежегодно растет число участников детских объединений различной направленности. 94% детей - участники детского общественного движения. В военно-спортивной игре «Зарница» приняли участие 7 школ. Лучшим в игре на протяжении последних лет становится «Потешный полк» Ставровской СОШ. В районной спартакиаде приняли участие все образовательные учреждения. Лучшие результаты показали Зареченская СОШ, СОШ № 1, 2 г. Лакинска. Растет результативность обучающихся УДОД . В 2009-2010 уч.году 68 обучающихся,12 объединений стали лауреатами и дипломантами конкурсов различного уровня. ДОО «Астра» разработаны проекты в рамках реализации программы «Мы - будущее России». Проведены акции «Я - гражданин России», «Спорт. Здоровье. Дружба.», «Патриоты Отечества», «Забота» и др.
Гражданско-патриотическое и нравственное воспитание школьников - приоритетные направления в образовательной политике района. В школах и УДОД функционируют 8 паспортизированных музеев различной направленности и 6 музейных комнат.
Муниципальная образовательная политика ориентирована на обеспечение детей и подростков активными видами летней занятости. В 2010 году 70% детей школьного возраста были охвачены активными видами летней занятости.
Говоря об успехах в сфере дополнительного образования района нельзя игнорировать отдельные неудачи. Так, несмотря на то, что одним из самых востребованных направлений дополнительного образования является спортивное, анализ участия школьников района в областной спартакиаде (9-е место из 10) свидетельствует о низкой эффективности спортивно - массовой работы. Решение проблем физического развития детей требует, прежде всего, эффективной системы управления оздоровительной работой на уровне ОУ.
Общероссийской проблемой, которая не обошла и наш район, является несоответствие содержания программ дополнительного образования уровню развития технологий, в т.ч. ИКТ.
Актуальной остаётся работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, профилактике табакокурения, алкоголизма. Недостаточно активно идёт работа по духовно - нравственному просвещению участников образовательного процесса. Необходимо усилить работу по обеспечению безопасности условий пребывания детей в период проведения летней оздорови-тельной компании.
Приоритеты 2010-2011 уч.года - формирование у каждого школьника активной жизненной позиции и стремления к здоровому образу жизни.
Условия и ресурсы развития системы образования.
Финансирование.
Удельный вес расходов на содержание социальной сферы района в 2009 г. составил 59,7%, доля расходов на образование в нём 68,4%.
Общие расходы на образование в 2009 году составили 405 млн. 244 тыс. рублей.
Анализ финансирования системы образования показывает, что расходы на:
заработную плату педагогических работников за 4 года увеличились в 2 раза;
на капитальный ремонт в 1,5 раза;
на коммунальные услуги в 1,6 раза;
на приобретение мебели и оборудования в 2,4 раза.
Создана система локальных нормативно-правовых актов по оплате труда работников образования. Наблюдается нестабильная динамика обеспеченности ОУ учебным оборудованием (расходы):
2007 г. - 2 млн. 401 тыс. рублей;
2008 г. - 1 млн. 349 тыс. рублей;
2009 г. - 2 млн. 026 тыс. рублей.
Норматив обеспеченности на 1-го обучающегося составил в 2009 г. 396 тыс. 16 рублей (в 2008 г. - 255 тыс. 59 руб.).
В 2009 г. на 28% увеличились расходы на одного обучающегося и составили 38 тыс. 245 рублей (с учётом затрат на капитальный ремонт).
Стоимость содержания одного ребёнка в детском саду в 2009 году составила 53 тыс. 809 руб. (2008 г. - 50 тыс. 225 руб.). При этом родительская плата составляет 19% стоимости содержания ребёнка.
В течение года за счёт средств субвенции выплачено вознаграждение за выполнение функций классного руководителя на сумму 3 млн. 356 тыс. руб.
В 2010-2011 г.г. объем средств, выделяемых бюджетами Владимирской области и Собинского района планируется расходовать оптимально и эффективно, что позволит выполнить основные обязательства муниципальных школ. 22 муниципальных общеобразовательных учреждения перешли на НСОТ. Введение НСОТ направлено на повышение результативности качества труда. Средняя заработная плата составляет 11 тыс. 379 руб. 25 коп. Отмечается увеличение средней заработной платы учителей по отношению к показателю 2008 года на 38,7%. Рост зарплаты учителя обязательно должен сопровождаться повышением уровня ответственности за качество образования. Все общеобразовательные учреждения района получают бюджетные средства на основе принципов нормативно - подушевого финансирования.
Применение принципа нормативно-подушевого финансирования предполагает поиск экономических резервов внутри системы образования, в т.ч за счет увеличения показателей наполняемости учреждений, классов, групп. Поиск резервов внутри каждого учреждения за счет увеличения соотношения учитель - ученик, эффективности использования энергоресурсов. В условиях сегодняшней экономической ситуации данная проблема приобретает особую актуальность. Поэтому важнейшим ресурсом комитета по образованию и руководителей ОУ должны стать мероприятия по повышению эффективности бюджетных средств. А это значит будет продолжаться реструктуризация наших учреждений, направленная в первую очередь на создание для учащихся лучших условий для получения качественного образования. Руководителям школ следует нести полную ответственность за соблюдение установленных нормативов, а педагогическим коллективам в целом больше заботиться о привлекательности школы, то есть работать с более высокими качественными показателями.
Обеспечение безопасности ОУ.
В течение 2009-2010 учебного года одной из главных задач являлось создание современных и безопасных условий обучения. На проведение капитального и текущего ремонтов зданий и сооружений ОУ предусмотрены средства в сумме 15 млн. 253 тыс. руб.
К подготовке ОУ к новому учебному году были привлечены внебюджетные средства в сумме 220 тыс. руб., что на 10% больше, чем в предыдущем учебном году.
Особо хочу поблагодарить родителей учащихся, руководителей предпрятий, администрацию городов, оказавших действенную помощь ОУ в подготовке их к началу учебного года. Особая благодарность ЗАО «Ферреро Руссия» оказавшему благотворительную помощь в сумме 1,5 млн. рублей для приобретения автобуса в Толпуховскую СОШ. В результате серьезной совместной работы все ОУ были приняты межведомственной комиссией в установленные сроки.
В текущем учебном году 15 ОУ прошли процедуру лицензирования. До конца 2010 года предстоит провести процедуру лицензирования еще 29 ОУ.
Нам необходимо усилить контроль за подготовкой документов к лицензированию, своевременному устранению замечаний надзорных органов, которые ОУ могут устранить самостоятельно без серьезных денежных вливаний.
Основными видами благоустройств обеспечены все средние и основные школы.
На сегодня остро стоит проблема соответствия современным требованиям оборудования и оснащения кабинетов, в том числе средствами ИКТ, цифровыми лабораториями, а спортивных залов спортивным инвентарем.
Особое внимание в бюджете образования 2010 г. уделяется вопросам безопасности образовательного процесса.
Финансирование технического обслуживания АПС, установленной в ОУ, в 2009 г. составляет 264 тыс. рублей, затраты на техническое обслуживание КТС составили 250 тыс. рублей.
Проведены мероприятия по улучшению противопожарного состояния ОУ на общую сумму 4 млн. 640 тыс. рублей.
Все учреждения обеспечены первичными средствами пожаротушения, в 28 учреждениях проведены работы по огнезащитной обработке чердачных помещений из деревянных конструкций.
Во всех учреждениях выполнены замеры сопротивления изоляции электропроводки зданий, целей заземления.
Видеоконтрольное наблюдение функционирует в 5 (8,8%) ОУ.
Обучающиеся принимают активное участие в конкурсах по противопожарной тематике. В рамках сетевого взаимодействия Зареченской СОШ совместно с ЦДЮТур создано объединение «Юный спасатель».
Ежегодно совершенствуется система подготовки к проведению 5-и дневных учебных сборов с юношами 10-х классов. Все средние школы провели сборы на базе воинской части.
На проведение учебных пятидневных сборов из бюджета района было выделено 74 тыс. рублей.
В целях профилактической работы в районе активизировалась деятельность отрядов ЮИД (СОШ № 4 г. Собинки, Куриловская ООШ, Лакинская ООШ). Команда Куриловской ООШ в областном конкурсе «Безопасное колесо» заняла 4 место.
В 2009 - 2010 учебных годах наблюдается снижение уровня детского дорожного травматизма. Однако проблема остается: 8 школьников пострадали в дорожно - транспортных происшествиях.
Состояние противопожарной, антитеррористической защищенности ОУ, профилактическая работа по безопасности показывают функциональную готовность ОУ к безопасной повседневной деятельности.
Приоритетные направления в обеспечении безопасности:
формирование культуры безопасности детей;
повышение профессиональной компетенции ответственных должностных лиц;
разработка организационных подходов и методов деятельности учреждений образования по формированию безопасного образовательного пространства.
Кадры.
Успешное внедрение современной модели образования немыслимо без проведения четкой кадровой политики в сфере образования на муниципальном уровне.
Первоочередной остается задача обеспечения системы образования района высокопрофессиональными педагогическими кадрами. Всего в отрасли занято 1702 работника.
Аттестовано на различные квалификационные категории более 80% педагогических работников отрасли, при этом на высшую квалификационную категорию 12%, на первую квалификационную категорию 45%, на вторую квалификационную категорию 23%.
2010 г. - объявлен Президентом РФ годом учителя. Администрацией района принимаются меры по повышению социального статуса педагогов и по стимулированию их деятельности.
Главой района утвержден план основных мероприятий по проведению Года Учителя в Собинском районе в 2010 году;
разработана необходимая нормативно правовая база по установлению мер социальной поддержки в 2010 году для молодых специалистов;
продолжатся выплаты за выполнение функции классного руководителя;
введен ряд муниципальных льгот и гарантий работников ОУ.
Комитет уделяет особое внимание вопросам совершенствования и повышения эффективности кадровой работы с руководителями ОУ.
Большое значение приобретает аттестация управленческих кадров, чья деятельность должна обеспечивать комплекс качественных условий реализации образовательных программ.
Средний возраст руководителей ОУ составляет 50 лет. Сформирован кадровый резерв руководителей ОУ.
В 2010-2011 откроется постоянно действующий семинар для резерва руководящих кадров и вновь назначенных руководителей.
Вопросы кадрового обеспечения системы образования района не возможно решать не рассматривая вопросы постоянного совершенствования профессионального мастерства педагогов.
В настоящее время реализацию данной задачи осуществляет система методической службы.
Обеспечить системную и эффективную подготовку педагога можно только в системе повышения квалификации.
Наряду с традиционными курсами повышения квалификации в 2009-2010 учебном году в общеобразовательных учреждениях апробированы модульные накопительные курсы. В систему повышения квалификации педагогов эффективно внедряются технологии тьюторского сопровождения. Одной из форм совершенствования педагогического мастерства является участие в конкурсном движении. Разработанная концепция конкурсного движения позволяет обобщить опыт педагогов образовательных учреждений, продемонстрировать новые наработки и определить лидеров образования.
В районном конкурсе педагогического мастерства «Педагог года»в 2009-2010 г.г. участвовал 21 педагог из муниципальных образовательных учреждений. Победителем стала учитель физики Воршинской СОШ - Спиридонова Татьяна Викторовна.
Наиболее значительным результатом деятельности системы образования района стало участие в региональном конкурсном движении в рамках ПНП «Образование». В 2010 г. лауреатом областного конкурса лучших учителей стала педагог Рождественской СОШ - Прохорова Ирина Александровна.
Среди общеобразовательных учреждений, создающих современные условия обучения, участвовали 2 общеобразовательные школы (Воршинская СОШ, Зареченская СОШ). Воршинская СОШ стала обладателем гранта в 500 тыс. рублей. Выделенные средства позволят значительно укрепить и обновить МТБ образовательного учреждения.
6 городских ОУ участвовали в конкурсе проектов «Мозаика здоровья» в рамках реализации программы «Будь здоров» организованной благотворительным фондом компании «Крафт Фудс». Программа направлена на развитие навыков правильного питания и увеличения физической активности детей. Сумма целевых поступлений к концу года составит 5 млн. 100 тыс. рублей.
Самым значимым результатом участия в ПНПО является не победа отдельно взятого педагога, образовательного учреждения, а возможность проанализировать систему работы, выявить проблемные моменты в деятельности и наметить дальнейшие пути совершенствования. Участие в конкурсах ПНПО показало необходимость перехода на качественно новую ступень развития: не просто инновация и исследовательская деятельность, а реализация новых проектов, направленных на реальные изменения в образовательной деятельности.
Основные идеи школы будущего отрабатываются не только в конкурсном проекте, но и на экспериментальных площадках.
В текущем учебном году на базе 4 учреждений функционировали 3 экспериментальные площадки муниципального уровня, 2 экспериментальные площадки регионального уровня (Ставровская СОШ, Воршинская СОШ, Зареченская СОШ и ДОУ № 4 п. Ставрово).
Перспективами развития инновационной деятельности является: развитие сетевых форм организации инновационной деятельности; внедрение новых форм организации подготовки и переподготовки педагогических кадров с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Стратегия дальнейшего развития системы образования на основе результатов экспериментальной деятельности, предполагает отход от количественных приращений к реальному внедрению полученных результатов в образовательную практику.
С 01.09.2010 г. в соответствии с приказом МОРФ в начальной школе вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
Новые ФГОС - это развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. В образовательных учреждениях района в течении предстоящего учебного года необходимо обеспечить готовность к переходу на стандарт второго поколения.
С 01.09.2010 г. введение в ФГОС в пилотном режиме будет осуществляться в Ставровской СОШ.
Информационные ресурсы системы образования.
Информатизация образования в рамках ПНПО приобрела значительную положительную динамику. ОУ оснащены:
компьютерным оборудованием 291 ед.;
интерактивными досками 6 ед;
орг. техникой 113 ед;
мультимедийным оборудованием - 29 ед.
В настоящее время на 1 компьютер приходится в среднем 15 учеников (обл. показатель 15 чел.)
К глобальной сети Интернет имеют доступ все общеобразовательные учреждения.
За последних 3 учебных года количество учебных часов с использованием ресурсов сети Интернет увеличилась в 2,1 раза. Наблюдается положительная динамика использования Интернет ресурсов в УВП по предметам: русскому языку, математике, естествознанию, информатике.
Формы использования Интернет ресурсов в учебном процессе различны. Отработка навыков, подготовка к ЕГЭ и создание мультимедийных презентаций являются наиболее востребованными формами работ в Интернете. 100 % общеобразовательных учреждений имеют электронную почту.
Лучшие учителя активно используют инновационные методики в образовательной деятельности. В 2009 - 2010 учебном году 21 пед. работник повысил свою квалификацию по овладению ИКТ на курсах.
Осуществляется установка и освоение пакета свободного программного обеспечения «Первая помощь 2.0» в рамках нацпроекта.
В настоящее время все общеобразовательные учреждения обеспечены цифровыми образовательными ресурсами.
Вместе с тем необходимо более пристальное внимание на всех уровнях к вопросам информатизации ОУ, как к обеспеченности современной техникой , так и к наличию системной, ежедневной работы с Интернет ресурсами ОУ.
В новых социально - экономических условиях результаты развития муниципальной системы образования становятся главным ресурсом для реализации президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», предлагающей пять ключевых направлений развития образования:
Возможность для каждого обучающегося уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире, основанным на «трех китах»: качественном образовании, его доступности и создании современной системы контроля за образовательным процессом.
При этом муниципальная и школьная системы оценки качества образования должны быть направлены на:
изучение условий реализации образовательных программ и результаты их освоения на основе компетентного и объективного контроля;
создание методики сопоставления качества образования в школе и районе;
выявление причинно - следственных связей низкого качества образования, принятие своевременных управленческих решений;
Создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождение на протяжении всего периода обучения и становления личности.
Для реализации этой задачи предполагается:
отработка механизмов учета индивидуальных достижений обучающихся (ученические портфолио);
систематизация работы с учителями по подготовке обучающихся к олимпиадам, конкурсам школьников;
формирование команды из обучающихся - кандидатов для участия в школьных и районных турах олимпиад, начиная с сентября будущего учебного года (с момента тарификации учителей);
предоставление каждому талантливому ребенку права свободного выбора школы, образовательной программы, учителя, независимо от места жительства;
Интегрирование работы школьных научных обществ с олимпиадным движением школьников, формирование ключевой ученической компетентности - умения работать в команде на принципах основательности и успешности;
Развитие учительского потенциала. Путем формирования позитивного образа учителя становятся:
совершенствование системы стимулирующих выплат путем установления конкретно учитываемых показателей для премирования (стимулирующая часть надбавок);
учреждение новых номинаций на конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный»;
проведение научно - практических конференций, круглых столов учителей, подготовивших победителей олимпиад и конкурсов для талантливой молодежи в рамках ПНПО;
открытие мастер - классов «Школьная олимпиада - 2010»
стажировка молодых учителей у победителей ПНПО;
формирование новой модели повышения квалификации, разработка модульных индивидуальных программ;
введение новой системы аттестации педагогических и управленческих работников;
Создание современной школьной инфраструктуры посредством:
реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений;
введения системы установлений муниципальных зданий на предоставление услуг;
оптимизации расходов на оплату труда и обеспечение стабильного уровня средней заработной платы педагогов;
Обеспечение здоровья школьников. В рамках президентской инициативы и муниципальной программы развития образования предстоит:
введение «Дневника здоровья» обучающихся;
создание школьных спортивных клубов, объединяющих школьные спортивные команды;
снижение аудиторских нагрузок в форме классических учебных занятий, замена их групповыми формами работы, деловыми играми и т.д.;
проведение конкурсов на самый спортивный класс;
активизация через Управляющие советы школ работы с родителями по организации сбалансированного горячего питания большинства детей за счет родительских средств, помня, что «здоровый ученик - успешный ученик»;
переход на адресную организацию горячего питания за счет средств муниципального бюджета для социально незащищенных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, в 2010-2011 учебном году мы должны сохранить все самое лучшее, чем владеем, взять на вооружение инновации образовательной политики и педагогической науки, максимально эффективно распределить материальные, кадровые и интеллектуальные ресурсы образования, чтобы выполнить свою главную миссию - хорошо учить и достойно воспитывать детей, обеспечивая тем самым их уверенное будущее.
Уважаемые коллеги! Наступающий новый учебный год вселяет в нас новые надежды и ставит перед нами масштабные задачи по обновлению образования в районе. В преддверии нового учебного года я желаю Вам доброго здоровья, благополучия, больших творческих успехов и оптимизма!