Версия для слабовидящих

Текст выступления начальника управления образования Гусевой Г.П. на августовском совещании работников системы образования Собинского района 29.08.2014 г. - Управление образования администрации Собинского района
Тексты официальных выступлений
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Текст выступления начальника управления образования Гусевой Г.П. на августовском совещании работников системы образования Собинского района 29.08.2014 г.

Уважаемые коллеги, гости, приглашённые!

Прошедший год был очень значимым для системы образования в целом. Были заложены нормативные основы успешного стабильного развития на десятилетия вперёд. В первую очередь, это, конечно, принятие нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», «майских» Указов Президента РФ, «дорожных карт» по реализации Указов, государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы, профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя) и ряда других документов.

На уровне области и района были своевременно разработаны и приняты необходимые нормативные правовые акты. В этих документах заложен масштабный комплекс программных мероприятий развития системы образования, определены ожидаемые результаты и социальные эффекты.

Дошкольное образование

Главной задачей управленческих структур в сфере дошкольного образования было и остаётся исполнение Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2013 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 07.05.2013 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в части обеспечения детей местами в дошкольных образовательных учреждениях, а также реализации комплекса мер, направленных на повышение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений.

В Собинском районе в системе дошкольного образования функционирует 34 учреждения, из них муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ) – 31 ед. и 3 общеобразовательные школы с дошкольными группами.

Созданная сеть детских учреждений охватывает дошкольным образованием 2957 человек (2013 г.-2935 чел, рост 0,7%).

На протяжении всего 2013 года уделялось большое внимание вопросам модернизации дошкольного образования.

Мы решали важнейшую социальную задачу – ликвидацию очередности в учреждения дошкольного образования. Как результат можно констатировать, что мероприятия «дорожной карты» на 2013 год выполнено в полном объёме.

Результатом работы по реализации программных документов в 2013 году стало увеличение на 100 ед. фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе за счёт открытия новой группы в ДОУ № 11 г.Лакинска на 25 мест и ввода в эксплуатацию после реконструкции МБДОУ № 2 «Теремок» г.Собинки на 75 мест.

Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и услугу по их содержанию в общей численности детей от 3 до 7 лет, составила 94,4%.

Доля детей в возрасте от 1 до 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, достигла 79,3% (АППГ – 79%).

В районе ведётся целенаправленная работа по созданию условий, содействующих получению качественного образования в предшкольный период.

В целом по району предшкольным образованием охвачено 95% детей старшего дошкольного возраста.

В текущем учебном году численность детей в возрасте от 1 года до 3 лет, получающих дошкольное образование в дошкольных образовательных учреждениях составляет  682  человека (АППГ -  568 чел.). Кроме того, детский сад в режиме кратковременного пребывания посещает 24 ребёнка раннего возраста.

Снизилась очередность на получение места в ДОУ на 0,5%; доля очередников в общей численности детей от 1 года до 6 лет составляет 4,9%.

В районе созданы структуры и службы, оказывающие помощь семьям, воспитывающим детей на дому, в том числе функционирует базовое учреждение по модели сопровождения семьи и ребенка раннего возраста

( ДОУ № 16 г.Лакинска), 1 центр игровой поддержки ( 8 чел.),  3 консульта-ционных пункта (АППГ- 3).

На базе образовательных организаций работает 1 группа выходного дня, 11 школ молодых родителей, 19 семейных клубов, 10 школ будущих первоклассников.

Принимаемые меры позволили обеспечить всех нуждающихся детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных организациях.

В целях обеспечения открытости, прозрачности, комплектования дошкольных образовательных учреждений в 2014 году в области создан и функционирует электронный реестр детей дошкольного возраста, нуждающихся в местах в дошкольных образовательных организациях (АИС ЭО), проведены интеграция и наполнение федерального сегмента электронной очереди по приёму заявлений, постановки на учёт и зачислению детей в дошкольные образовательные организации.

С целью обеспечения дошкольным образованием детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ работают группы компенсирующего вида. Для детей с речевой патологией функционирует 5 групп , которые посещают 64 человека. Получают образовательные и коррекционные услуги через систему дошкольного образования  45 детей-инвалидов из 62.

Уровень удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования составляет 94,8%, что выше показателей прошлого года на 3,6%.

Актуальными являются мероприятия по реализации ФГОС дошкольного образования.

В течение учебного года вопросы стандартов дошкольного образования рассматривались на всех методических объединениях педагогов дошкольников, проведены семинары с руководителями и старшими воспитателями по управленческой роли руководителя в условиях введения ФГОС, создания условий для реализации ФГОС ДО. Опыт деятельности руководителей МБ ДОУ № 20 с.Ворша, № 15 г.Лакинска, № 8, № 10 г.Собинки, старших воспитателей МБ ДОУ № 4 г.Собинки, № 4 п.Ставрово распространили во все дошкольные организации района.

Одним из важных показателей, влияющих на качество дошкольного образования, является профессиональный уровень педагогических и руководящих работников ДОУ.

В настоящее время в дошкольных организациях трудятся 282 педагога. Из них с высшим педагогическим образованием 135 (48%), 121 (43%) имеют среднее профессиональное образование, 28 педагогов (10%) не имеют педагогического образования. С высшей квалификационной категорией работают 7% педагогов – 21 человек, первой – 156 человек (55%), 30 человек СЗД, 57 человек – 20% не аттестованы. Отсутствует приток молодых специалистов, наблюдается старение педагогических кадров, 52% педагогов перешагнули рубеж 50 лет и старше.

Введение нового стандарта – это большая серьёзная работа по модернизации ресурсной базы, внедрению новых программ и развивающих технологий, масштабному повышению квалификации педагогических работников, и, соответственно, повышению их заработной платы. Эти задачи предстоит нам решать в новом учебном году.

С 2014 года частичное финансирование детских садов осуществляется за счет  субвенции из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, рассчитанной   на основании  регионального  норматива затрат на содержание одного воспитанника. Норматив на содержание одного обучающегося рассчитан исходя из среднеобластной численности детей в ясельной группе 17 человек, в садовой – 21 человек и зависит от типа местности (город, село), возраста детей в группе (ясельный и садовый),  вида образовательной услуги (общеразвивающий, компенсирующий или комбинированный).

 В городских учреждениях средняя наполняемость составляет 19,3 и 21,5 человек соответственно. В сельских учреждениях 9,1 и 16,7 человек соответственно. Соответственно низкая наполняемость в группах свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. Сверх норматива содержатся 5 ясельных и  5 садовых групп. Соответственно сумма нецелевого использования средств областного бюджета составляет 2 млн.258 тыс.руб  и местного бюджета  1 млн.563 тыс.руб.

Еще одним показателем неэффективных расходов является численность обучающихся на одного педработника. В дорожной карте Владимирской области он определен в размере 10,2. Среднерайонный показатель за 2013г. - 12, в  том числе в  городских учреждениях 12,3, в сельских 10,6.  Однако в 4 сельских и 4 городских учреждениях  данный показатель ниже среднеобластного, что свидетельствует о сверхнормативном количестве педагогических кадров. Это ДОУ Бабаево, Ворша, Курилово, Заречное; ДОУ № 2, 3, 5 п. Ставрово, № 15 г. Лакинск.

Стоимость содержания одного ребенка за 1 полугодие  в среднем составила 39771  рубля. Самым затратным является детский сад  с.Волосово-99796 рублей,  малозатратным – ДОУ №3 г.Собинка -29641 рубль. 

Увеличение размера родительской платы с 1 сентября 2013 года за присмотр и уход за детьми в детских садах позволило не только организовать качественное питание детей, но и создать необходимые условия пребывания детей в учреждениях. Практически во всех детских садах идет обновление мебели, приобретается необходимое количество мягкого инвентаря и посуды.        Низкой остается посещаемость детей дошкольных учреждений -  68  %, соответственно реальное  функционирование учреждений в среднем по району  составляет    166 дней.

Общее образование

В целях соблюдения гарантий общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в районе сформирована сеть общеобразовательных учреждений, включающая 18 дневных общеобразовательных организаций.

По видам и типам образовательных учреждений в районе функционируют ­

- 10 средних школ, в т.ч. 5 (50%) являются сельскими;

- 8 основных (7 расположены в сельской местности).

На начало текущего учебного года на 0,3% по сравнению с прошлым периодом увеличилось число учащихся школ и составило 5198 человек.

Продолжает уменьшаться число учащихся, поступающих в 10 классы, так как ежегодно будет уменьшаться выпуск из 9 класса и изменились условия обучения в учреждениях профессионального образования: с 2013 года начали функционировать только учреждения среднего профобразования.

Обеспеченность местами в общеобразовательных учреждениях городских поселений района составляет 86 % (2 школы работают в 2 смены), сельских поселений 38 %.

Расходы на обеспечение прав граждан на получение общедоступного начального общего, основного общего, среднего  общего образования занимают наибольший удельный вес в отрасли.

На 1 января 2014 года в школах района работают     620   человек (с учетом внешних совместителей), из них   366  учителя. Соотношение фонда оплаты труда педагогических работников  и фонда оплаты труда  обеспечивающего персонала в районе составляет 67,5 и 32,5 процентов, соблюдается установленное соотношение.

Наряду с выплатой заработной платы  производятся выплаты по социальным льготам и гарантиям, определенным нормативными правовыми актами региона и района. За счет средств областного бюджета на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг  210  педагогическим работникам, работающим в сельских образовательных учреждениях и 116 неработающим педагогам  было направлено 8154  тыс. рублей, т.е. в среднем за год, каждому носителю льгот было компенсировано  25012 рубля. Кроме того педагогическим работникам компенсируются расходы по проезду к месту работы и обратно, общая сумма расходов на эти цели составляет более  398  тыс.рублей. Более   930 тыс. рублей за счет смет общеобразовательных учреждений  направляется на прохождение работниками медицинского осмотра.

Средняя стоимость содержания одного учащегося в школах района за прошедший год составила 52525  рубль, наименее затратная  Лакинская СОШ №2,  наибольшие затраты составили по  Березниковской   школе.

Вместе с тем, есть нерешенные проблемы.

К ним относится рост неэффективных расходов в сфере общего образования, что связано с низкой наполняемостью классов в общеобразовательных учреждениях. В школах, при установленном нормативе учащихся в классе  25 человек в городских и  14 в сельских  школах, средняя наполняемость детей в классах составляет        21 человек, в том числе в городских школах –  26 ,  в сельских – 12 . В среднем на 1 учителя дневных общеобразовательных учреждений приходится 14,9 человек, в том числе  в городских  - 19,8, в сельских – 8 человек при среднем  нормативе 15 учащихся.

Действенным способом модернизации образования, механизмом управления изменениями в муниципальной системе образования является развитие и внедрение инновации. Инновационные региональные площадки открыты на базе МБОУ СОШ № 1 г.Лакинска, МБОУ СОШ № 1 г.Собинки, Ставровской СОШ.

В совершенствовании работы старшей школы существенную роль играют профильные классы. В прошедшем учебном году по программам профильной направленности и индивидуальным учебным планам обучалось 88,2 % старшеклассников.

Профессиональная подготовка была организована для учащихся 10-11 классов в 4 школах района по следующим специальностям:

- «оператор ЭВМ» – МБОУ СОШ № 4 г.Собинки, МБОУ Зареченская СОШ;

- «тракторист» в 3 средних сельских школах – МБОУ Воршинская СОШ, МБОУ Зареченская СОШ, МБОУ Толпуховская СОШ.

На базе МБОУ Воршинской СОШ осуществлялась профессиональная подготовка по профессии «Художник росписи по дереву», «Изготовитель художественных изделий из дерева». Квалификационные экзамены в текущем учебном году по вышеназванным специальностям сдавали 28 выпускников (21,5%).

В районе реализуются различные варианты интеграции детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Их обучение осуществляется в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ, в общеобразовательных классах, индивидуально на дому, в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах. Кроме этого,  с 2010 года реализуется проект дистанционного обучения детей-инвалидов на дому.

На конец 2013-2014 года в общеобразовательных организациях района обучалось 66 детей-инвалидов, из них 46 интегрированы в среду сверстников в обычные классы, 20 обучаются индивидуально на дому по заключению лечебно-профилактического учреждения, из них с использованием дистанционных технологий – 7 человек.

Все учащиеся, обучающиеся с использованием дистанционных технологий, успешно окончили учебный год, из них 6 переведены в следующий класс, 1 является выпускником 9 класса. В 2014 году в мероприятие «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» включены 3 новых участника из МБОУ Ставровской СОШ.

Однако отсутствие целенаправленной работы образовательных организаций с родителями по популяризации дистанционного образования детей-инвалидов приводит к тому, что имеются случаи отказа родителей от участия в проекте.

В текущем учебном году в общеобразовательных учреждениях продолжена работа по внедрению дистанционных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Продолжили функционировать ресурсные центры дистанционного обучения на базе МБОУ СОШ № 4 г.Собинки и МБОУ Ставровской СОШ.

Охват обучающихся данной формой получения образования достаточно невысок. На конец 2013-2014 учебного года обучались с использованием дистанционных технологий 163 (3,1%) ученика из 11 школ района. Наиболее активная работа в данном направлении, как и прошлом учебном году, проводится администрацией МБОУ Ставровской СОШ. Продолжает функционировать сайт дистанционного обучения, имеется кадровый потенциал с опытом работы по использованию дистанционных технологий в преподавании учебных предметов.

В связи с отсутствием в МБОУ Фетининской ООШ учителя химии и биологии педагогами МБОУ Ставровской СОШ для 14 учащихся 8-9 классов организовано преподавание вышеназванных предметов с использованием дистанционных образовательных технологий.

В 2013-2014 учебном году активно работал в этом направлении педагогический коллектив Устьевской ООШ.

В прошедшем учебном году в общеобразовательных организациях района продолжена работа, направленная на создание необходимых условий для эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. По сравнению с 2012-2013 учебным годом увеличилось с 917 до 950 персональных компьютеров, что позволило снизить показатель численности обучающихся, приходящихся на 1 ПК с 6 до 5. Незначительно расширился парк интерактивной и мультимедийной техники: количество мультимедийных проекторов увеличилось с 157 до 158, интерактивных досок – с 99 до 102.

Все общеобразовательные организации имеют выход в Интернет, электронную почту, школьные сайты.

Во всех школах района имеются локальные вычислительные сети в составе 7 и более персональных компьютеров, в 15 (78,9%) из них компьютерная сеть создана по школе в т.ч. в 9  используется беспроводная сеть Wi-Fi, что расширяет возможности использования ресурсов сети Интернет как педагогами, так и учащимися.

В 2013-2014 учебном году в общеобразовательных организациях начата работа по внедрению системы «БАРС. Образование – Электронная школа». С нового учебного года начинает функционировать электронный журнал и электронный дневник.

В течение 2013-2014 учебного года управлением образования и общеобразовательными организациями продолжена реализация плана мероприятий по выполнению долгосрочной целевой программы «Обеспечение информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и оборота информационной продукции во Владимирской области на 2013-2015 годы.

В целях соблюдения прав обучающихся на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию в общеобразовательных организациях осуществляется контентная фильтрация Интернет-ресурсов на уровне провайдера в рамках заключённых договоров.

В 2013-2014 учебном году все общеобразовательные организации района дополнительно приобрели для серверов программный продукт NetPolice Pro.

В 2013 году закончился проект модернизации региональных систем общего образования. За три года в школы района было направлено 58,753 тыс. руб., средств федерального бюджета 49,398 тыс. руб., дополнительно средства районного бюджета 9,315 тыс. руб. Много было сделано в рамках этого проекта: отремонтированы учебные и медицинские кабинеты, закуплена мебель, учебно-лабораторное и технологическое оборудование, автобусы, учебники, проводилось повышение квалификации педагогов. По сравнению с 2012 г. на 11 % увеличилась доля обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения  в диапазоне от 81% до 100%.

И в то же время, правомерно задать вопрос: каковы эффекты от вложения столь значительных средств? Улучшилось ли качество обучения (собственно ради этого и создаются современные условия).

Функцию независимой оценки качества образования, которая обеспечивает объективную информацию о системе образования, выполняет государственная итоговая аттестация. Анализ результатов ГИА по  русскому языку показал, что с экзаменационной работой справились 96,4% выпускников 9 класса, что практически аналогично результатам прошлого учебного года. Качественный показатель составил 75,6%, что выше результата прошлого учебного года на 18,2%. Высокий уровень качества выполнения работ показали выпускники МБОУ Березниковской ООШ, Устьевской ООШ, Асерховской СОШ и Толпуховской СОШ, значительно ниже районного показателя результаты в МБОУ Фетининской ООШ, Куриловской ООШ, Бабаевской ООШ.

Анализ результатов ОГЭ по математике показал, что с экзаменационной работой справились 95,5% выпускников. Качественный показатель выполнения экзаменационной работы составил 17,3%, что значительно хуже результатов прошлого учебного года (2013 год алгебра - 41,7%, геометрия – 46,5%). Лучший результат отмечается по сравнению с районным показателем отмечается только МБОУ Асерховская СОШ и МБОУ Толпуховская СОШ. Анализ показывает недопустимо низкий уровень математической подготовки по образовательной программе основного общего образования в МБОУ ООШ № 2 г.Собинки, МБОУ Зареченской СОШ, МБОУ Фетининской ООШ, в последней в течение двух лет.

Результаты сдачи предметов по выбору значительно ниже результатов прошлого года. Одной из возможных причин низких по сравнению с прошлым годом результатов являются:

- изменившаяся технология проведения экзаменов в 9 классе;                                             - необязательность выбора предметов и отсутствие влияния результатов государственная аттестация на итоговую отметку привели к снижению учебной      мотивации, познавательного интереса, низким результатам ОГЭ по предметам по выбору, снижению уровня ответственности педагога за качественные результаты освоения образовательных программ. В связи с этим возникают трудности с приёмом в 10 класс в условиях отсутствия нормативно-правовых документов, требований учёта результатов ГИА при приёме в профильные классы и классы углублённого изучения предметов.

Обязательные экзамены по русскому языку и математике в форме ЕГЭ сдавали 100% выпускников 11 классов.

Средний балл в районе по русскому языку в 11 классах составил 66 (АППГ – 65,1%), что выше результатов прошлого учебного года на 0,9 балла. Выше районного показателя результат в МБОУ СОШ № 1 г.Собинки, МБОУ СОШ № 2 г.Лакинска,  самый низкий – в МБОУ Воршинская СОШ и этот результат ниже прошлого учебного года.

Средний балл в районе по математике в 11 классах после повторного экзамена составил 42,5 баллов (АППГ – 44,1 балл), что хуже результатов прошлого года на 1,6 балла. Выше муниципального уровня средний балл за результаты экзамена по математике в форме ЕГЭ в МОУ СОШ № 1 г.Лакинска (51), и МБОУ СОШ № 1 г.Собинки. Самый низкий результат по данному показателю отмечается в МБОУ СОШ № 4 г.Собинки, МБОУ Воршинской СОШ.

В целом высокие результаты по двум предметам, выше муниципального уровня, отмечаются в МБОУ СОШ № 1 г.Собинки, низкие показатели – МБОУ Воршинская СОШ, Зареченская СОШ.

Остальные предметы в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации сдавались по выбору. Анализ показывает, что вырос средний балл выполнения работ только по географии, по всем остальным предметам отмечается снижение показателей как по среднему баллу выполнения работ, так и по качественному показателю её выполнения. Данный факт выявлен впервые за последние 2 года.

Сравнительный анализ результатов ГИА в форме ЕГЭ в 2014 году позволяет сделать следующие выводы:

- качественный результат непосредственно зависит от профессионального мастерства педагогов;

- присутствует необъективность текущего оценивания уровня учебных достижений обучающихся за период обучения в старшей школе;

- увеличение количества часов на преподавание не всегда влияет на качество подготовки выпускника;

- на изменение результатов повлияли изменения в процедуре проведения ЕГЭ в 2014 году, прежде всего наличие видеонаблюдения в аудиториях;

- администрацией образовательных организаций снижен контроль за подготовкой обучающихся к экзаменам по предметам по выбору.

От дискуссии о целесообразности введения единого государственного экзамена пора перейти к анализу результатов, полученных за годы его введения. За этот срок уже можно и нужно было понять, как строить систему обучения для достижения положительного результата, причём адекватного результата школьной оценке, без обмана ожиданий выпускников и их родителей.

Общие итоги учебного года

По итогам текущего учебного года, как и в 2013-2014 учебном году освоили государственный образовательный стандарт 99,4% учащихся. Анализ итогов 2013-2014 учебного года показывает, что число учащихся, оставленных на повторное обучение, как и в прошлом учебном году составило 30 учащихся (0,6%).

Качественная успеваемость во 2-11 классах по итогам 2013-2014 учебного года составила в целом по району 35,2% (АППГ – 40,2%).

Успешно завершили обучение и получили аттестат об общем образовании только 433 выпускника (95,2%) 9 классов (АППГ – 100%) и 128 (98,5%) выпускников 11 классов (АППГ – 94,3%). Не получили аттестат о среднем образовании 2 (1,5%) выпускника дневной школы. Закончили школу, получив аттестат с отличием, 5 (3,8%) выпускников 11 классов из 4 средних городских школ района и 5 (1,6%) выпускников 9 классов из 5 школ района.

Причинами низких результатов обучения в школах является неэффективная школьная система оценки качества образования и отсутствие системной индивидуальной работы с обучающимся, имеющими проблемы в обучении.

Одним из актуальных направлений нашей деятельности является развитие системы поддержки одарённых детей. Школьники района принимают участие не только в районных, но и в областных мероприятиях и добиваются неплохих результатов. Учащиеся СОШ № 1 г. Лакинска и Ставровской СОШ являются призерами областной научно-практической конференции, посвященной 210-летию со дня рождения русского математика В. Я. Буняковского;

ученица МБОУ СОШ № 4 г. Собинки Козырева Елена стала победителем областного конкурса чтецов «Живая классика»;

ученицы МБОУ Ставровской СОШ и МБОУ СОШ № 1 г. Собинки Ким Маргарита и Курышева Полина стали призерами Международного конкурса по английскому языку «Британский бульдог»;

победителем Всероссийской олимпиады по химии «Олимпус» стал ученик МБОУ СОШ № 4 г. Балдов Денис;

победителем дистанционной олимпиады по русскому языку является ученица  МБОУ Черкутинская ООШ Гаришина Милена

ученица МБОУ СОШ № 2 г. Лакинска Синева Полина заняла первое место во Всероссийской предметной олимпиаде по английскому языку;

призерами II общероссийской олимпиады школьников по ОРКСЭ стали ученицы МБОУ Рождественская СОШ Ходырева Лада и Стекольщикова Ульяна, Князев Олег, ученик этой же школы занял первое место в регионе во Всероссийском молодежном историческом чемпионате и др.

Однако, удалось ли нам в районе создать эффективную систему по выявлению и развитию талантливых детей? Есть ли согласованные совместные проекты по работе с одарёнными детьми школ и учреждений дополнительного образования? Думаю, не на все эти вопросы мы можем ответить положительно.

Ежегодно проводятся предметные олимпиады, в прошлом году в них приняло участие 1711 человек обучающихся 5-11 классов, но беспокоит то, что у нас очень скромные достижения по участию в предметных олимпиадах на уровне области. Хотя на муниципальном уровне победителей и призёров 116 человек.

Участие школьников общеобразовательных учреждений района в III туре (региональном) Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам в 2013-2014 учебном году менее результативно по сравнению с прошлым учебным годом. Всего участниками стали 15 учащихся из 5 школ района, из них призёрами только 2 учащихся: МБОУ Толпуховская СОШ – обществознание (Чижова Дарья), МБОУ СОШ № 1 г.Лакинска – физика (Богачева Дарья). Невольно возникает вопрос: почему самые лучшие ученики на олимпиадах районного уровня не конкурентны в области? Очевидно, что здесь есть ряд управленческих и методических проблем, связанных с повышением качества работы с одарёнными детьми, которые требуют тщательного анализа, как со стороны руководителей ОУ, так и со стороны руководителей МО.

Необходимой составляющей российского стандарта образования является дополнительное образование, в условиях которого дети развивают свой творческий потенциал, получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительным образованием в 2013-2014 учебном году было охвачено 3358 детей в УДОД. Учреждения дополнительного образования успешно взаимодействуют с общим образованием по организации внеурочной деятельности обучающихся. За прошлый учебный год обучающиеся учреждений дополнительного образования получили 35 призовых мест в Международных и Всероссийских конкурсах, 32 призовых места в областных конкурсах и 45 призовых мест в районных конкурсах. Высокую оценку получил семинар для координаторов деятельности детских общественных объединений на тему « Опыт работы РДОО «Астра» и общественных объединений образовательных организаций Собинского района  проведённый на базе МБОУ ДОД ЦДЮТиЭ и МБОУ ДОД  ДДТ г. Собинки.

Тем не менее, в дальнейшей работе нам необходимо интегрировать усилия всей системы образования для развития творческого потенциала детей, а педагогам дополнительного образования необходимо разнообразить программы, обновлять их, предлагать новые, актуальные,  востребованные современной молодёжью. Назрела необходимость выбора стратегии на реализацию значительной части дополнительных программ на базе школ. Это позволит не только увеличить количество детей, вовлечённых в научно-техническую, художественно-эстетическую, спортивную деятельность, но и придать дополнительный ресурс программам общего образования.

Одним из наиболее значимых социальных эффектов развития системы дополнительного образования, если не самым значимым, будет сокращение числа несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления.

К сожалению, число школьников, совершивших правонарушения и преступления, не снижается.

Доля учащихся общеобразовательных учреждений, состоящих на учёте в ОДН МВД, за 3 последних года остаётся выше областного показателя и составляет 1,1% ( 58 чел.).

Коллеги, не случайно новыми стандартами определено, что в каждой школе должны быть программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы социализации обучающихся. В послании Президента РФ В.В. Путина подчёркнуто, что «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, но и школы, которые воспитывают личность. Воспитывают граждан страны – впитавших её ценности, историю и традиции».

Этот тезис должен полностью соответствовать деятельности образовательных учреждений по воспитанию учащихся, базирующейся на духовно-нравственных основах, уважении культурных и национальных традиций, религиозных верований представителей различных этнических групп и религиозных конфессий.

Какие изменения предполагаются в системе дополнительного образования в текущем году?

Во-первых, на федеральном уровне планируется утвердить и начать реализацию федеральной программы модернизации дополнительного образования (аналогично программе модернизации общего образования), которая будет направлена на обновление материальной базы учреждений и расширение охвата детей программами дополнительного образования.

Во-вторых, будет решаться задача повышения заработной платы педагогических работников в условиях перехода на «эффективный контракт».

В-третьих, системе дополнительного образования необходимо усилить межведомственные взаимодействия с организациями сферы культуры, спорта, экологической и природоохранной деятельности и другими организациями.

В-четвёртых, большое внимание необходимо уделить использованию дистанционных технологий для организации сетевых олимпиад, конкурсов, проектов.

Кадры системы общего образования

Одним из показателей эффективности управления сферы образования является уровень профессионализма управленческих и педагогических кадров, которые на прямую влияют на качество образования, распространение современных технологий и методов преподавания. Средняя учебная нагрузка учителя муниципальной школы составляет 18,5 часов . Самая высокая нагрузка учителей в школах: СОШ №1,2 г. Лакинска , СОШ № 1, 4, Ставровская СОШ. Самая низкая в школах: Асерховская СОШ, Бабаевская ООШ, Березниковская ООШ, Фетининская ООШ.

Уровень образования учителей достаточно высокий, 85,8%  учителей имеют высшее профессиональное образование. Анализ показывает, что уменьшается число учителей с высшим образованием среди педагогов естественно-научного и гуманитарного циклов, при этом возрастает число педагогов, обучающихся заочно (это значит – учебные отпуска, сокращение часов учебной программы по предмету).

Число педагогических работников в возрасте до 35 лет на начало учебного текущего года составило 27,7% (АППГ – 24,4%). Однако по прежнему каждый работающий педагог – пенсионер по возрасту, увеличивается число таких педагогов в селе и уменьшается в городе.

Самый «молодой» состав педагогов работает в МБОУ Ставровская, Асерховская, Зареченская, Толпуховская СОШ, МБОУ Черкутинская ООШ.

В прошедшем учебном году в школы пришли после окончания учреждений профессионального образования 10 молодых специалистов (2012 год – 15 человек). Таким образом, происходит обновление педагогического состава, с увеличением числа молодых педагогов снижается число имеющих квалификационную категорию, эта ситуация сказывается и на результатах педагогической деятельности, качество подготовки выпускников не имеет положительной динамики.

Система аттестации и оплаты труда учителей должна быть ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие. Однако, после введения в 2011 году нового порядка аттестации педагогических работников квалификационный уровень педагогических работников снизился и составляет всего 72,6 % (в 2011 году – 82%).

Высшую квалификационную категорию имеют 58 человек (17,1 % от общего числа педагогических работников);

- на первую квалификационную категорию аттестованы  44,5 %;

- на вторую квалификационную категорию – 10,9 %;

Анализ статистики показывает, что квалификационный уровень в СОШ № 2,4 г.Собинки, Воршинская СОШ, Рождественская СОШ, Бабаевская ООШ, Березниковская ООШ выше районного показателя, а в СОШ №1 г.Лакинска, Кишлеевской ООШ, Устьевской ООШ, Фетининской ООШ – ниже районного показателя.

Квалификационный уровень учителей, как показывает анализ, не всегда  влияет на качество образования обучающихся ряда школ района.

Вместе с тем число вакансий в образовательных организациях не уменьшается: уходят из школ педагоги, достигшие пенсионного возраста, покидают молодые педагоги (либо переходят на работу в учреждения дошкольного образования, либо находятся в отпуске по уходу за ребёнком, либо ищут работу вне сферы образования). В 2013-2014 учебном году в районе было 62 вакансии учителей. 16,1 % закрыты за счёт выпускников профессиональных учреждений, 51,6 %- прием на работу основных работников и совместителей, остальные за счёт интенсификации педагогического труда.

Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. По состоянию на 01.07.2014 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений отрасли «Образование» составила:

  • в учреждениях общего образования - 22616 рублей, что составляет 101,6 % от значения средней заработной платы в экономике региона (21408,8 рублей);
  • в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - 18728 рублей, что составляет 97,2 % от значения средней заработной платы в сфере общего образования региона (19267,9 рублей);
  • в учреждения дополнительного образования 17905 рублей, что составляет 101,9 % от значения средней заработной платы учителей области (21963 рубля) (при целевом значении 80%);

Вместе с тем мы все понимаем, что только повышение заработной платы не приведёт к повышению качества образования, и, следовательно, - как было заявлено Министром образования и науки РФ, - «назрела необходимость выстраивать новую систему трудовых отношений с педагогами и повышение заработной платы – лишь часть этой системы». Также необходимо обеспечить постоянный профессиональный рост педагогов, сформулировать и нормативно оформить требования, которые предъявляются обществом к современному педагогу.

Напомню, что Министерством образования и науки РФ утверждён профессиональный стандарт педагога – учителя и воспитателя. Профессиональный стандарт можно охарактеризовать как инструмент формирования новой педагогической культуры. Это значимый шаг повышения статуса и престижа педагогической профессии, поскольку в нём заложены по-настоящему новые подходы к содержанию трудовых функций и требования, соответствующие сегодняшним представлениям о качестве педагогической деятельности.

Например, учитель должен уметь:

- разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся;

- применять инструментарий и методы диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребёнка;

- владеть проектной и исследовательской методиками, ИКТ – компетентностями;

- владеть методиками работы с обучающимися с разными образовательными потребностями (одарённые дети, дети с ограниченными возможностями здоровья) и др.

В ситуации, когда законодательно закреплена обязательная аттестация педагогических работников, осуществляется переход на эффективный контракт, профессиональный стандарт должен использоваться как основание для разработки оценочных материалов, содержания квалификационных экзаменов, формирования  должностных обязанностей каждого работника сферы образования, повышения квалификации.

Стандарт вступает в силу с 01.01.2015. Наша задача разработать нормативно-правовую базу, обсудить и определить механизмы внедрения профстандарта как с общественностью в целом, так и с профессиональным сообществом.

Мы требуем от учителей индивидуального подхода к каждому ученику. В свою очередь, сами должны относиться к учителю как к личности, учитывая, что кадры – это основной и наиболее значимый ресурс системы образования.

Уважаемые коллеги!

Обобщая вышеизложенное, в качестве ключевых на 2014-2015 учебный год определены следующие задачи:

1. внедрение новых федеральных образовательных стандартов дошкольного и общего образования;

2. усиление контроля за качеством знаний и уровнем преподавания предметов в соответствии с федеральными требованиями качественной подготовки обучающихся;

3. усиление общественной составляющей в управлении образования;

4. совершенствование условий для интеграции и преемственности систем общего и дополнительного образования детей;

5. формирование кадрового ресурса;

6. обеспечение условий для безопасного пребывания учащихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

Уважаемые коллеги!

Позвольте поблагодарить вас и в вашем лице всех педагогов, детей и их родителей за нашу совместную работу по решению крайне непростых задач, которые стояли перед системой образования в прошлом учебном году.

Начинается очередной учебный год.

Хочется пожелать, чтобы этот год стал для вас годом исполнения поставленных задач, творческих свершений и побед, годом целенаправленной работы в соответствии с выбранными приоритетами!

Поздравляю вас с наступающим Днём знаний.

Здоровья, профессионального роста, успехов.

Меню

Новости

Образовательные организации

Государственная итоговая аттестация

Нормативные документы

Дорожная карта

Дополнительное образование детей

Модернизация системы образования

Национальный проект "Образование"

Переход на обновленный ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников

Организация отдыха и оздоровления детей

Организация питания

Конкурсы и олимпиады

Наша новая школа

Прием в образовательные учреждения

Кадры.Вакансии

Платные образовательные услуги

Тексты официальных выступлений

Мониторинг системы образования

Защита прав детей

Поддержка детей-инвалидов

ГТО

Независимая оценка качества образования

Информация для выпускников

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания

Территориальная ПМПК

Функциональная грамотность

Проект 500+

Архивные материалы

Год педагога и наставника

Год семьи

Электронное образование