Версия для слабовидящих
Добрый день, уважаемые участники конференции!
Ежегодно мы собираемся на наше августовское совещание педагогов – на свой большой августовский педсовет. Он всегда воспринимается как старт нового учебного года.
Исходя из полномочий, определенных федеральными нормативными актами, а также приоритетов государственной политики в области образования, управление образования и образовательные организации района осуществляли деятельность, направленную на достижение национальных стратегических целей: повышение качества жизни населения, обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны, создание потенциала для будущего развития России.
Сегодня я остановлюсь на наиболее значимых результатах системы образования нашего района за прошедший учебный год и задачах, которые нам с вами предстоит решать в наступающем учебном году.
В настоящее время муниципальная образовательная сеть объединяет 51 образовательное учреждение: 18 школ, 30 детских садов, 3 учреждения дополнительного образования детей.
В новом учебном году в школах и детских садах района будут обучаться
и воспитываться 8867 детей ( школы- 5706 человек, детские сады- 3161 человек). В районе работают 577 педагогических работников, из них – 306 учителей. Обеспеченность педагогическими кадрами в среднем составляет 98%.
Анализ деятельности системы образования я начну именно с дошкольного образования, являющегося самостоятельной единицей в системе общего образо-вания.
Дошкольное образование
Доступность дошкольного образования, обеспечение условий для повышения его качества - одни из приоритетных направлений деятельности системы образования района.
Дошкольные образовательные услуги предоставлялись 30 дошкольными образовательными организациями (19 городских детских сада и 11 сельских) и 2 общеобразовательными организациями, имеющими дошкольные группы.
Охват детей дошкольным образованием составляет 78,4 %.
В соответствии с «Дорожной картой» ликвидации очередности в детских садах и в целях создания современных условий обучения и воспитания детей за последние 2 года капитально отремонтировано здание ДОУ № 7 г. Собинки., дополнительно открыто 133 места для детей, которые получают муниципальную услугу дошкольного образования в ДОУ района (ДОУ № 1,8,10 г. Собинки; ДОУ № 17 г. Лакинска; ДОУ № 20 с. Ворша; ДОУ № 4,5 п. Ставрово).
На создание дополнительных мест выделено 21,892 млн. руб. из Федерального, областного и местного бюджетов.
В 2015-2016 учебном году по запросам населения на базах муниципальных детских садов открыты и работают различные виды групп:
- группа кратковременного пребывания
- группа круглосуточного пребывания детей
- логопедические группы
- консультативные пункты
- пункты психолого - педагогического сопровождения детей с нарушением развития
Получают образовательные услуги и услуги по коррекции развития и образования через систему дошкольного образования 28 детей-инвалидов.
Данные мероприятия позволили увеличить охват детей услугами дошкольного образования и ликвидировать очередность в детские сады.
Педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений в прошедшем учебном году работали, прежде всего, над проблемой введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования.
Немаловажную роль в повышении качества образования играет включение образовательных организаций в инновационную работу и конкурсное движение, в которое вовлечены не только педагогические коллективы, но и их воспитанники.
В отчетном году дошкольные образовательные учреждения активно внедряли инновационные технологии. ДОУ № 11, 12 г. Лакинска включены в федеральный эксперимент « Механизм внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывного образования».
ДОУ № 4,8 г. Собинки совместно с СОШ № 1 г. Собинки – участники региональной инновационной площадки «Взаимодействие ДОУ и начальной школы в создании единой образовательной среды и преемственности ФГОС».
Достижениями ДОУ стали победы и награды в региональных конкурсах:
- конкурс по профилактике ДДТТ «Зеленый огонек» - 2 и 3 места у ДОУ № 11, 12, 17 г. Лакинска;
- конкурс инновационных проектов « Пчелка 2016»- победитель воспитатель ДОУ № 12 г. Лакинска Кобзева Светлана Викторовна;
- конкурс « Воспитатели России»- победитель воспитатель ДОУ № 17 г. Лакинска Ковылова Марина Авгурьевна;
Введение нового стандарта – это большая серьёзная работа по модернизации ресурсной базы, внедрению новых программ и технологий, масштабному повышению квалификации педагогических работников и, соответственно, повышению их заработной платы. Эти задачи предстоит нам решать в новом учебном году.
Ключевыми направлениями развития дошкольного образования остаются
- создание условий для 100% охвата детей старшего дошкольного возраста разными формами предшкольного образования;
- увеличение доли охвата детей раннего возраста дошкольным образованием;
- повышение качества дошкольного образования;
Общее образование
Стратегическая цель общего образования - подготовка выпускника профессионально и социально мобильного, высоконравственного и культурного. Этой цели можно достичь только при высоком качестве и доступности образования. В большинстве школ района созданы современные условия для оказания качественных образовательных услуг.
Ежегодно в течение последних 3 лет контингент обучающихся в школах района увеличивается от 160 до 200 человек. В связи с динамичным ростом населения, создающим дефицит ученических мест, с 1 сентября 2016 года в 2 школах во вторую смену будут обучаться 629 (11,4%) школьников. Проблема обучения школьников во вторую смену может быть решена за счет строительства новых школ.
В 2016 году стартовала государственная Программа « Содействие созданию в субъектах Российской Федерации ( исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях на 2016-2025 годы». Мы активно включились в этот федеральный проект. К 2020 году планируется построить школу на 1000 мест в г. Собинка и к 2023 году школу на 500 мест в г. Лакинске.
В системе общего образования района создаются условия для удовлетворения потребностей населения в вариативных формах и программах получения образования.
В 2015 – 2016 учебном году в районе оказались востребованы гимназические классы, профильные классы на среднем уровне образования и обучение по индивидуальным учебным планам; классы, работающие по адаптированным образовательным программам обучения, семейная форма обучения, индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.Получает развитие использование дистанционных технологийв системе общего образования.
Перспективным направлением развития муниципальной системы образования является создание равных условий для получения качественного образования независимо от места жительства и состояния здоровья школьников с активным использованием в 2016-2017 учебном году дистанционных технологий, в том числе для детей
с ограниченными возможностями здоровья.
На конец 2015-2016 года в общеобразовательных организациях района обучалось 56 детей-инвалидов, из них 44 интегрированы в среду сверстников в обычные классы, 12 обучались индивидуально на дому, из них с использованием дистанционных технологий – 1 человек.
В 4 общеобразовательных организациях района (МБОУ Ставровская СОШ, МБОУ СОШ № 4 г. Собинки, МБОУ СОШ № 1,2 г. Лакинска) создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов. Эти образовательные организации становятся базовыми школами для реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья, который вступает в силу с 01.09.2016г.
В районе успешно внедряется новый Федеральный государственный образовательный стандарт. Доля обучающихся по новым стандартам в 1-5-х классах в 2015-2016 учебном году составила 100%. При этом процесс обучения полностью обеспечен новым инновационным оборудованием и бесплатными учебниками.
Действенным способом модернизации образования, механизмом управления изменениями в муниципальной системе образования является развитие и внедрение инновации. Инновационные региональные площадки открыты на базе МБОУ СОШ № 1 г. Лакинска, МБОУ СОШ № 1 г. Собинки, МБОУ Ставровская СОШ.
В совершенствовании работы старшей школы существенную роль играют профильные классы. В прошедшем учебном году по программам профильной направленности и индивидуальным учебным планам обучалось 81,8% старшеклассников.
Профессиональная подготовка была организована для учащихся 10-11 классов в 4 школах района по следующим специальностям:
- оператор ЭВМ
- тракторист
- художник росписи по дереву
- изготовитель художественных изделий из дерева
Сегодня перед нами стоит основная задача – обеспечить качественную профориентацию молодежи, внедрять современные профориентационные технологии, усилить взаимодействие с вузами и ссузами, предприятиями реального сектора экономики.
Функцию независимой оценки качества образования, которая обеспечивает объективную информацию о результативности функционирования системы образования, выполняет государственная итоговая аттестация. Анализ результатов ГИА в форме ОГЭ по русскому языку показал, что с экзаменационной работой справились 99,1% выпускников (АППГ- 96,4%).
Качественный показатель составил 66,5%, что выше районного показателя прошлого учебного года (АППГ- 62%).
В течение 2-х лет высокие показатели качества по русскому языку показывают выпускники МБОУ Устьевская ООШ (89,9%), МБОУ СОШ №4 г. Собинка (72,6%), низкие результаты в текущем учебном году показали выпускники МБОУ СОШ №1 г. Собинка, МБОУ Рождественская СОШ и Воршинская СОШ. По сравнению с прошлым учебным годом значительная отрицательная динамика отмечается в МБОУ Бабаевская ООШ.
Анализ результатов ОГЭ по математике показал, что с экзаменационной работой справились 98,7% выпускников, что значительно лучше результатов прошлого учебного года.
Качественный показатель выполнения экзаменационной работы составил 51,96%, что в 1,5 раза лучше результатов прошлого учебного года. Лучший результат отмечается в МБОУ Черкутинская ООШ ( 85,7%), МБОУ Ставровская СОШ (81,7%),МБОУ Куриловская ООШ (75,0%), МБОУ СОШ №1 г. Лакинска (60,8%).
Самый низкий качественный показатель выполнения работы отмечается в МБОУ Воршинская СОШ (28,6%), МБОУ Березниковская ООШ (33,3%), в течение последних двух лет в МБОУ Асерховская СОШ (35,7%).
Самым важным итогом работы общеобразовательных организаций района нужно считать результаты выпускников общеобразовательных школ на едином государственном экзамене, который в 2016 г. в Собинском районе проходил в апробационном режиме с использованием технологии « Печать КИМ в аудитории». 100% выпускников района сдали единый государственный экзамен и получили аттестат о среднем образовании. Более 80 баллов получили на ЕГЭ по русскому языку 24 человека (21,8%), что лучше результатов прошлого учебного года на 3,6%.
Средний тестовый балл по русскому языку выше показателя Владимирской области был отмечен в МБОУ СОШ № 4 г.Собинка, выше районного показателя результаты в МБОУ СОШ № 2 г. Лакинска.
По математике на профильном уровне выше районного показателя результаты в МБОУ СОШ № 4 г.Собинка и в МБОУ СОШ № 1 г. Лакинска.
Анализ результатов экзаменов выпускников 11 и 9 классов, как правило, показывает, что ключ к качественному образованию дает не столько «натаскивание» на тесты, сколько систематическая предметная подготовка. Чем раньше будут выявлены пробелы и проблемы в предметной подготовке, тем раньше можно принять меры по их устранению.
Коллеги, хотя результаты ГИА можно считать удовлетворительными. Мы с вами знаем наши «болевые точки» и понимаем, что еще многое надо сделать для повышения качества обучения, прежде всего по другим общеобразовательным предметам для того, чтобы каждый ребенок максимально реализовал свой потенциал.
В истекшем учебном году 3 (2,7%) выпускника получили аттестат о среднем общем образовании с отличием и награждены медалью «За особые успехи
в учении».
2 (0,4%) выпускника 9-х классов общеобразовательных организаций получили аттестаты об основном общем образовании с отличием.
Решение проблемы качества образования невозможно без целенаправленной работы с одаренными детьми.
Поддержка одаренных детей
Собинский район проводит активную работу по поддержке одаренных детей и талантливой молодежи. Объем финансирования данного направления стабилен. Ежегодно 15 обучающихся получают материальную поддержку - персональные стипендии и премии главы Собинского района за достижения в области образования, спорта, искусства и военно-патриотического движения.
Важнейшим направлением деятельности по обеспечению системной работы с одаренными учащимися являются школьные научные общества, в которых занимались 406 учащихся из 9 школ района, обучение по индивидуальным программам, обучение на основе сотрудничества с вузами и ссузами, обучение в школе олимпийского резерва на базе ВИРО.
Одним из важных показателей результативности учебной деятельности общеобразовательных организаций является активное участие в олимпиадном движении.
В школьном этапе всероссийской олимпиады школьников приняло участие 1679 учащихся 7-11 классов, в муниципальном- 702 учащихся.
Наиболее результативное участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников показали учащиеся Ставровской СОШ, СОШ № 1, 2 г. Лакинска, СОШ № 4 г. Собинки и Толпуховской СОШ.
В региональном этапе олимпиады 2016 года приняли участие 7 обучающихся, из них 1 стал победителем и 2 призерами. Это обучающийся СОШ № 2 г. Лакинска Забурдин Евгений (победитель региональной олимпиады по праву и призер 3 олимпиад по литературе, истории, обществознанию) и 2 призера олимпиады по химии Балдов Денис - СОШ № 4 г. Собинки и Андреев Артем – СОШ № 2 г. Лакинска.
Нужно отметить, что Забурдин Евгений стал призером интеллектуального состязания «Умники и умницы» на региональном уровне, а так же областным стипендиатом «Надежда Земли Владимирской».
Балдов Денис стал лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи в номинации « Научно-техническое творчество и учебно- исследовательская деятельность».
С каждым годом все более активно школьники района участвуют в конкурсных мероприятиях спортивного, туристско-краеведческого, экологического направлений регионального, федерального и международного уровней.
В текущем учебном году 534 ученика стали победителями и призерами интеллектуальных состязаний, что стимулирует интеллектуальную активность обучающихся, а так же необходимость продолжения работы по данному направлению.
У всех участников муниципального, регионального этапов олимпиады сформирован устойчивый познавательный интерес к учебным дисциплинам, из них 60 % уже сделали свой профессиональный выбор.
В новом учебном году перед нами стоят новые задачи:
- создание сети муниципальных школ - ресурсных центров по работе с одаренными детьми;
- повышение охвата участия детей в дистанционных олимпиадах;
- развитие практики сезонных каникулярных лагерей для школьников- участников олимпийского движения, а также расширение возможностей для более активной самореализации талантливых школьников путем их участия в интеллектуальных соревнованиях в районе и за его пределами.
Воспитательная работа и дополнительное образование детей
Органичной составляющей педагогической деятельности является воспитательная работа, которая сегодня интегрирована в общий процесс развития и обучения. В соответствии с целями и задачами Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в прошедшем учебном году были определены приоритетные направления, посредством которых осуществлялась воспитательная работа. Эти направления реализовывались через внеурочную деятельность, внеклассную работу, через систему дополнительного образования, работу с родителями и общественностью.
Здесь немаловажная роль принадлежит учреждениям дополнительного образования детей, которые должны направить свою деятельность на увеличение охвата детей качественными услугами, способствующими развитию личности
и талантов детей, профилактике правонарушений и безнадзорности.
В истекшем учебном году в учреждениях дополнительного образования по спортивному, художественно-эстетическому, экологическому, социаль-ному и техническому направлениям обучались 2274 человека.
Разнообразие программ дает возможность широкого выбора занятий во внеурочное время.
Система образования района создает все условия, чтобы наши дети гордились историей страны и черпали из нее примеры мужества и патриотизма.
Проведено свыше 150 мероприятий военно-патриотической направленности, уроки мужества, Вахта памяти, встречи с ветеранами, торжественные линейки.
В акции «Патриоты Отечества. Равнение на Победу!» приняли участие все образовательные учреждения района.
В образовательных учреждениях района действует 10 военно-патриотических клубов с охватом 214 человек, 4 поисковых отряда (МБОУ Ставровская СОШ, МБОУ Рождественская СОШ, МБОУ Воршинская СОШ, МБОУ Куриловская ООШ).
В традиционной военно-спортивной игре «Зарница-2016» приняли участие команды 6 общеобразовательных школ района. По итогам областных соревнований в командном зачете уже третий год подряд первое место занимает команда «Потешный полк имени Героя России Павла Якимкина» МБОУ Ставровская СОШ. Учащиеся этой школы в 2016 г. в шестой раз подряд стали победителями областного конкурса
« Знатоки отечественной истории».
Развиваются традиции Детского общественного объединения «Астра».
Успешно реализуются молодежные социально-значимые проекты и акции, в которых в истекшем учебном году приняло участие 70 % обучающихся.
Центрами патриотического воспитания и краеведческой работы являются 10 паспортизированных школьных музеев.
В связи с возрастающей в обществе потребностью в гражданском становлении подрастающего поколения необходимо в новом учебном году активизировать усилия, направленные на работу по патриотическому и гражданскому воспитанию, по профилактике правонарушений и социально негативных явлений среди подростков, а так же профилактику семейного неблагополучия. В современной системе образования коренным образом изменилась роль и место родителей в образовательно-воспитательном процессе. Создание союза 3 социальных сил: педагоги- дети-родители – один из актуальных вопросов сегодняшнего дня.
Материально-техническая база муниципальной системы образования
Подготовка к 2016 - 2017 учебному году и функционирование ОУ в период проведения учебного процесса осуществлялись в рамках выполнения мероприятий подпрограммы «Безопасность образовательного учреждения».
На подготовку образовательных учреждений к новому учебному году было выделено более 10 миллионов руб. Эти средства были направлены на проведение мероприятий по улучшению противопожарного состояния образовательных учреждений, антитеррористической защищенности объектов образования и соблюдения санитарно-гигиенических условий.
Были учтены неотложные нужды школ и детских садов. В результате все образовательные учреждения района получили положительные заключения контрольно-надзорных служб и ведомств о готовности
к новому учебному году, а также к работе в осенне-зимний период.
В районе продолжается работа по созданию условий для занятий физкультурой и спортом в образовательных организациях, расположенных в сельской местности. В 2015 году были отремонтированы спортзалы в Воршинской и Зареченской СОШ, в текущем году ремонт будет проведен в Толпуховской СОШ и Куриловской ООШ.
За два года на эти цели выделено 3928 тыс. руб.
Обеспечена транспортная доступность школ. Для 275 школьников 8 школ района организован подвоз к месту обучения, который осуществляют
10 автобусов образовательных учреждений. Подвоз учащихся общеобразовательных организаций организован в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В текущем году проведена замена автобусов, срок эксплуатации которых достиг 10 лет. На приобретение 2- х автобусов за счет средств областного и районного бюджетов выделено 3342000 руб.
Кадровый ресурс системы образования
Вопросы обеспечения высокого профессионального уровня и достойного социального положения педагогов занимают центральное место в приоритетах модернизации системы образования района.
Стабильным остается на протяжении ряда лет образовательный уровень педагогических работников: высшее образование имеют 73%, среднее профессиональное – 25 %.
Среди педагогических работников отрасли продолжает доминировать возраст «от 35 до 55 лет» - 56% .
В прошедшем году в образовательные организации района пришли 14 молодых специалистов. К сожалению, в настоящее время специальность учителя, требующая больших эмоциональных и физических затрат, не выдерживает конкуренции, диктуемой рынком труда.
Поэтому одной из ключевых задач кадровой политики в сфере образования является привлечение в образовательную сферу района молодых учителей, создание условий для их уверенного «завтра» в профессии.
Инициативные, способные творчески мыслить, находить нестандартные решения, сочетающие опыт и профессиональную мобильность педагоги - главный ресурс муниципальной системы образования.
Вся сложность задач сегодняшнего дня ложится на плечи педагога, поэтому в качестве ключевого направления нашей работы выступает развитие кадрового потенциала школьного образования, как в плане повышения профессионального уровня, так и в плане повышения мотивации учителей и их заинтересованности в результатах своей работы.
В 2015-2016 учебном году 159 педагогов (25 % от общего количества педработников) освоили различные программы повышения квалификации.
Педагоги района активно участвовали в конкурсах профессионального мастерства.
Важным этапом в профессиональной жизни любого педагога является участие в региональном конкурсе «Учитель года Владимирской области». В этом году нашу территорию в номинации «Сердце отдаю детям» представляла педагог дополнительного образования ЦДЮТур Копцева Алла Юрьевна.
В 2015-2016 учебном году в муниципальном этапе конкурса « Педагог года 2016» приняли участие 21 педагог образовательных организаций района.
Победителями конкурса стали в номинациях:
«Лучший учитель» Метлина Галина Николаевна, ООШ№2 г. Собинки, «Педагогический дебют»- Крылова Мария Викторовна, СОШ№1 г. Лакинска; «Лучший воспитатель» - МБДОУ№10 г. Собинки Сухорукова Светлана Сергеевна.
Впервые молодые педагоги Собинского района приняли участие в работе молодежного форума «Территория смыслов на Клязьме».
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы. По состоянию на 01.07.2016 года средняя заработная плата педагогических работников образовательных учреждений отрасли «Образование» составила:
В результате дальнейших плановых повышений к 2018г. прогнозируется рост среднемесячной заработной платы работников учреждений образования всех типов и видов в среднем до 14,5%.
Однако, выполняя обязательства, принятые в соответствии с Указом Президента России в отношении заработной платы, современный руководитель-менеджер сумеет использовать преимущества эффективного контракта, который ставит в прямую зависимость уровень заработной платы педагогов от качества и результативности его труда.
Сегодня в соответствии с требованиями к профессиональному стандарту педагога, мы требуем от учителей и воспитателей индивидуального подхода к каждому обучающемуся .
В свою очередь, мы сами должны относиться к педагогу как к личности, учитывая, что кадры – это основной и наиболее значимый ресурс системы образования.
Уважаемые коллеги!
Всего несколько дней отделяет нас от замечательного праздника – Дня знаний. Этот праздник как никакой другой объединяет взрослых и детей, педагогов и учеников. Мы все с нетерпением ждем его наступления, ведь впереди целый год для новых открытий, созидания и творчества.
От всей души поздравляю с наступающим новым учебным годом, с Днем знаний. Здоровья вам и вашим семьям, терпения и успехов в вашем нелегком труде!