Версия для слабовидящих

Текст выступления начальника управления образования Ю.О. Петровой на августовском совещании работников системы образования Собинского района 28.08.2017 г. - Управление образования администрации Собинского района
Тексты официальных выступлений
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Текст выступления начальника управления образования Ю.О. Петровой на августовском совещании работников системы образования Собинского района 28.08.2017 г.

Уважаемые участники конференции!

В этом году, традиционная августовская конференция, знаменующая начало учебного года, посвящена вопросам образования будущего: достижениям, проблемам и перспективам.

Современное образование должно решить ответственную и сложную задачу – воспитать многогранную личность ребенка. Из стен школы должны выходить молодые люди, которые ориентированы на сформированные веками духовные ценности, постулаты нашей великой культуры. При этом особое значение следует уделять формированию в подрастающем поколении духа патриотизма, культуры здорового образа жизни, опыта межнациональных и межрелигиозных отношений, любви к родному краю, своей Отчизне.

Но формулировать проблемы и определять перспективы развития образовательной системы невозможно без тщательного анализа существующего положения вещей. В связи с этим  я начну с  характеристики образовательных организаций Собинского района в 2016-2017 учебном году.

В настоящее время образовательная сеть района состоит из 51 организации – это 18 школ, 30 детских садов и 3 организации дополнительного образования.

В 2017-2018 учебном году в наших школах будут обучаться и воспитываться 9 022 ребенка (3 170 дошкольников и 5 852 школьника).

Сегодня систему образования Собинского района представляют 647 педагогов, из них

40 – в системе дополнительно образования;

244 – в дошкольных организациях;

363 – в системе общего образования.

Система реализации образовательной программы дошкольного образования на территории района представлена 30 муниципальными бюджетными образовательными организациями (19 в городской местности и 11 – в сельской) и 2-мя дошкольными группами в общеобразовательных организациях.

Важнейшим направлением нашей деятельности является реализация мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в Собинском районе достигнут 100 процентный показатель доступности дошкольного образования. На одну тысячу детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории района, приходится 848 мест в образовательных организациях, при среднем показателе по Владимирской области – 829 мест.

Развитие вариативных форм дошкольного образования обеспечивается видовым разнообразием образовательных организаций. В частности, 11 детских садов реализуют следующие направления:

- присмотра и оздоровления – 2 учреждения,

- с приоритетным познавательно-речевым развитием – 3,

- с приоритетным художественно-эстетическим развитием – 4,

- с приоритетным физкультурно-оздоровительным развитием – одно,

- и одно – комбинированного вида.

Обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов реализуется нами за счет функционирования групп компенсирующей направленности. В дошкольных образовательных организациях Собинского района воспитываются 67 детей с ограниченными возможностями здоровья и 48 детей-инвалидов.

Одной из главных задач доступности дошкольного образования детям-инвалидам является обеспечение безбарьерной среды. В настоящее время в рамках программы «Доступная среда» выполнены мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями в зданиях детского сада № 10 г. Собинки и частично проведены мероприятия по созданию безбарьерной среды в детском саду № 4 п. Ставрово.

Переходя к системе общего образования, отмечу, что на начало 2017-2018 учебного года у нас работает 18 общеобразовательных учреждений, из которых 12 (66,7 %) расположены в сельской местности.

В системе общего образования реализуется поэтапный переход на новые образовательные стандарты. В минувшем учебном году на обучение по ФГОС перешли 6-е классы основной школы. Общее количество школьников 1-11 классов, обучающихся по ФГОС, от числа всех учащихся по итогам 2016-2017 учебного года составило 67%. Кроме того, в Собинском районе открыты 3 областные опытно-экспериментальные площадки и 3 школы являются стажерскими площадками ВИРО.

Активно ведется работа по обеспечению дифференциации содержания образования с учетом интересов учащихся. Так, нами реализуются следующие вариативные формы получения образования:

         - обучение по адаптированным общеобразовательным программам – 5 школ;

         - профильные классы – 7 школ;

- классы с углубленным изучением предметов – 1 школа;

         - индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья - 37 учащихся, из них 14 являются детьми – инвалидами;

- семейная форма получения образования – 3 учащихся;

- заочная форма получения образования – 1 школа.

Не менее значима и работа с одаренными детьми. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и целевой программы «Развитие образования Собинского района» на 2014-2020 годы» в минувшем учебном году выявлено 774 способных учащихся. В 10 образовательных организациях работают 34 объединения в рамках школьного научного общества, в которых занимается 540 школьников, 7 человек обучались дистанционно в интеллектуальной школе олимпийского резерва, 4 ученика посещали областную школу социального лидерства, 3 – областную школу юного корреспондента, 3 – областную школу юных музееведов. Особо хочу отметить школу № 1 г. Лакинска, и Ставровскую школу, где ребята участвуют в работе детского технопарка «Кванториум -33», 13 учеников представляли Собинский район на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Кроме того, 1 учащийся получил персональную стипендию администрации Владимирской области «Надежда Земли Владимирской».

В образовательных организациях района продолжается работа, направленная на создание необходимых условий для эффективного использования информационно - коммуникационных технологий в образовательной деятельности. В школах созданы локальные вычислительные сети, применяются Wi – Fi технологии. Общеобразовательные организации перешли на работу по предоставлению муниципальной услуги об успеваемости через электронный дневник и электронный журнал.

Продолжается работа по созданию условий для детей с ограниченными возможностями как с помощью безбарьерной среды (школы № 2 г. Лакинска, № 4 г. Собинка, Ставровская школа, частично школа № 1 г. Лакинска), так и за счет внедрения адаптированных образовательных программ (школы № 2 г. Собинки, № 2 г. Лакинска), дистанционного обучения на дому (Ставровская школа).

Не менее важной составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе является система дополнительного образования, которая сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят 3 учреждения, в которых обучается 2 018 чел. Система дополнительного образования обеспечивает возможности обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет по техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, художественному и другим направлениям.

Связь урочной и дополнительной деятельности в школах района позволяет каждому ребенку найти свою нишу, попробовать силы в разных видах деятельности. На базе общеобразовательных организаций функционирует 116 кружков, в которых занимается 1 727 школьников.

Очень важным направлением в современном образовании остается вопрос патриотического воспитания детей. В настоящее время у нас функционирует районное общественное объединение «Астра», в которое входит 33 школьных объединения и участвует 5 124 человека (91 % от общего числа обучающихся). При этом нельзя не отметить военно-патриотическое  объединение «Потешный полк» Ставровской школы, которое стало гордостью не только «Астры», но и всего Собинского района.

Также следует отметить работу по внедрению механизмов эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций, что позволило нам обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников до установленных «майскими» Указами Президента РФ уровней. В частности, по состоянию на 1 июля 2017 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 22 612 руб. По сравнению с тем же периодом 2016 года она выросла на 8,7%. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования составила 24 568 руб. и выросла на 3,2%, а педагогических работников сферы дополнительного образования составила 23 606  руб. и выросла, соответственно, на 19%.

Однако, говоря о наших успехах и достижениях, нельзя не обратить внимание на те моменты, которые вызывают беспокойство и требуют концентрации наших усилий по их преодолению.

Так, в сфере дошкольного образования:

- имеются проблемы в организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, в разработке адаптированных образовательных программ;

- во многих дошкольных образовательных организациях недостаточно оборудования для трудовой деятельности, материалов для экспериментирования и организации познавательно-исследовательской деятельности, недостаточно оснащены и группы раннего возраста, при  создании предметно-пространственной среды не всегда учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, а также санитарные нормы и требования;

- отмечаются отрицательные тенденции кадровой обеспеченности, среди них частая смена педагогов, низкий уровень притока молодых специалистов, значительное количество педагогов – 20% и руководителей образовательных организаций – 30 % пенсионного возраста;

- на уровне образовательных организаций не осуществляется обобщение опыта работы.

В сфере общего образования:

- анализ результатов государственной итоговой аттестации 2017 года по сравнению с прошлым учебным годом показал, что средний балл выполнения работ на экзамене снизился по предметам естественно-научной направленности: по математике, химии, физике, информатике;

- сравнительный анализ итогов ГИА в 9 классе на уровне региона показывает отрицательную динамику наших выпускников по всем предметам.

- по итогам минувшего учебного года наблюдается рост численности обучающихся, переведенных условно, с 51 человека в 2015-2016 учебном году до 64, учащиеся, оставленные на повторное обучение или переведенные  с академической задолженностью, отсутствуют лишь в 7-ми школах района;

- не достаточно эффективно организована работа методических объединений педагогов.

В сфере дополнительного образования:

- острый дефицит в современном оборудовании;

- недостаток квалифицированных кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов деятельности, способных реализовать интересные программы по техническому творчеству, туризму и другим направлениям;

- не достаточно широкий спектр видов деятельности, закрываемых представленными в образовательных организациях района направлениями;

- низкий профориентационный эффект дополнительного образования.

В связи со сказанным, приоритетными задачами, как управления образования администрации Собинского района, так и каждой образовательной организации должен стать, в первую очередь, детальный анализ результатов своей работы, поиск путей оптимизации структуры и расширения видов деятельности. Особое внимание необходимо уделить становлению и развитию резерва управленческих кадров для образовательных организаций.

Кроме того, основными задачами управленческой и методической деятельности дошкольного образования должны стать:

- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;

- создание надлежащих условий для реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- формирование развивающей предметно-пространственной среды на основе целевого подхода;

- рост уровня профессионализма руководителей образовательных организаций в вопросах осуществления функций контроля за реализацией нормативных документов, регламентирующих их деятельность;

- создание базы единого методического сопровождения образовательного процесса детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

- организация взаимодействия с социальными партнерами и родителями, направленного на позитивную социализацию дошкольников.

Задачами основного образования:

- усиление контроля за освоением общеобразовательных программ по естественно-научным дисциплинам;

- организация индивидуальной и групповой подготовки учащихся к сдаче ОГЭ с учетом индивидуальных образовательных траекторий;

- разработка комплекса дополнительных мер по работе с выпускниками 9, 11 классов, испытывающими затруднения в учебе;

- повышение качества работы методической службы, методических объединений педагогов по всем предметам;

- координация работы по взаимодействию общеобразовательных организаций с образовательными учреждениями высшей школы, развитие  профильного обучения технической и естественно-математической направленности.

Задачами развития системы дополнительного образования:

- интеграция учреждений общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство;

- обновление содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;

- расширение спектра направлений работы;

- совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;

- обеспечение доступности образовательных услуг для детей, имеющих разные образовательные потребности.

При этом нам нельзя забывать, что главная наша задача - создание нового типа педагога – «педагога-новатора». В связи с чем, сегодня на первый план становится задача стимулирования педагогов к развитию творческого потенциала, профессионального роста, непрерывного образования. Необходимо формировать целостные программы методического сопровождения молодых специалистов, единого пространства для развития межпредметных объединений.

 

Благодарю за внимание!

И поздравляю Вас с началом нового учебного года, уважаемые коллеги!

Начальник управления Ю.О. Петрова

Меню

Новости

Образовательные организации

Государственная итоговая аттестация

Нормативные документы

Дорожная карта

Дополнительное образование детей

Модернизация системы образования

Национальный проект "Образование"

Переход на обновленный ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников

Организация отдыха и оздоровления детей

Организация питания

Конкурсы и олимпиады

Наша новая школа

Прием в образовательные учреждения

Кадры.Вакансии

Платные образовательные услуги

Тексты официальных выступлений

Мониторинг системы образования

Защита прав детей

Поддержка детей-инвалидов

ГТО

Независимая оценка качества образования

Информация для выпускников

Экспертный совет по информатизации системы образования и воспитания

Территориальная ПМПК

Функциональная грамотность

Проект 500+

Архивные материалы

Год педагога и наставника

Год семьи

Электронное образование