Версия для слабовидящих
Уважаемые участники конференции!
В этом году, традиционная августовская конференция, знаменующая начало учебного года, посвящена вопросам образования будущего: достижениям, проблемам и перспективам.
Современное образование должно решить ответственную и сложную задачу – воспитать многогранную личность ребенка. Из стен школы должны выходить молодые люди, которые ориентированы на сформированные веками духовные ценности, постулаты нашей великой культуры. При этом особое значение следует уделять формированию в подрастающем поколении духа патриотизма, культуры здорового образа жизни, опыта межнациональных и межрелигиозных отношений, любви к родному краю, своей Отчизне.
Но формулировать проблемы и определять перспективы развития образовательной системы невозможно без тщательного анализа существующего положения вещей. В связи с этим я начну с характеристики образовательных организаций Собинского района в 2016-2017 учебном году.
В настоящее время образовательная сеть района состоит из 51 организации – это 18 школ, 30 детских садов и 3 организации дополнительного образования.
В 2017-2018 учебном году в наших школах будут обучаться и воспитываться 9 022 ребенка (3 170 дошкольников и 5 852 школьника).
Сегодня систему образования Собинского района представляют 647 педагогов, из них
40 – в системе дополнительно образования;
244 – в дошкольных организациях;
363 – в системе общего образования.
Система реализации образовательной программы дошкольного образования на территории района представлена 30 муниципальными бюджетными образовательными организациями (19 в городской местности и 11 – в сельской) и 2-мя дошкольными группами в общеобразовательных организациях.
Важнейшим направлением нашей деятельности является реализация мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» в Собинском районе достигнут 100 процентный показатель доступности дошкольного образования. На одну тысячу детей в возрасте от 1 года до 7 лет, проживающих на территории района, приходится 848 мест в образовательных организациях, при среднем показателе по Владимирской области – 829 мест.
Развитие вариативных форм дошкольного образования обеспечивается видовым разнообразием образовательных организаций. В частности, 11 детских садов реализуют следующие направления:
- присмотра и оздоровления – 2 учреждения,
- с приоритетным познавательно-речевым развитием – 3,
- с приоритетным художественно-эстетическим развитием – 4,
- с приоритетным физкультурно-оздоровительным развитием – одно,
- и одно – комбинированного вида.
Обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов реализуется нами за счет функционирования групп компенсирующей направленности. В дошкольных образовательных организациях Собинского района воспитываются 67 детей с ограниченными возможностями здоровья и 48 детей-инвалидов.
Одной из главных задач доступности дошкольного образования детям-инвалидам является обеспечение безбарьерной среды. В настоящее время в рамках программы «Доступная среда» выполнены мероприятия по созданию универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями в зданиях детского сада № 10 г. Собинки и частично проведены мероприятия по созданию безбарьерной среды в детском саду № 4 п. Ставрово.
Переходя к системе общего образования, отмечу, что на начало 2017-2018 учебного года у нас работает 18 общеобразовательных учреждений, из которых 12 (66,7 %) расположены в сельской местности.
В системе общего образования реализуется поэтапный переход на новые образовательные стандарты. В минувшем учебном году на обучение по ФГОС перешли 6-е классы основной школы. Общее количество школьников 1-11 классов, обучающихся по ФГОС, от числа всех учащихся по итогам 2016-2017 учебного года составило 67%. Кроме того, в Собинском районе открыты 3 областные опытно-экспериментальные площадки и 3 школы являются стажерскими площадками ВИРО.
Активно ведется работа по обеспечению дифференциации содержания образования с учетом интересов учащихся. Так, нами реализуются следующие вариативные формы получения образования:
- обучение по адаптированным общеобразовательным программам – 5 школ;
- профильные классы – 7 школ;
- классы с углубленным изучением предметов – 1 школа;
- индивидуальное обучение на дому по состоянию здоровья - 37 учащихся, из них 14 являются детьми – инвалидами;
- семейная форма получения образования – 3 учащихся;
- заочная форма получения образования – 1 школа.
Не менее значима и работа с одаренными детьми. В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и целевой программы «Развитие образования Собинского района» на 2014-2020 годы» в минувшем учебном году выявлено 774 способных учащихся. В 10 образовательных организациях работают 34 объединения в рамках школьного научного общества, в которых занимается 540 школьников, 7 человек обучались дистанционно в интеллектуальной школе олимпийского резерва, 4 ученика посещали областную школу социального лидерства, 3 – областную школу юного корреспондента, 3 – областную школу юных музееведов. Особо хочу отметить школу № 1 г. Лакинска, и Ставровскую школу, где ребята участвуют в работе детского технопарка «Кванториум -33», 13 учеников представляли Собинский район на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Кроме того, 1 учащийся получил персональную стипендию администрации Владимирской области «Надежда Земли Владимирской».
В образовательных организациях района продолжается работа, направленная на создание необходимых условий для эффективного использования информационно - коммуникационных технологий в образовательной деятельности. В школах созданы локальные вычислительные сети, применяются Wi – Fi технологии. Общеобразовательные организации перешли на работу по предоставлению муниципальной услуги об успеваемости через электронный дневник и электронный журнал.
Продолжается работа по созданию условий для детей с ограниченными возможностями как с помощью безбарьерной среды (школы № 2 г. Лакинска, № 4 г. Собинка, Ставровская школа, частично школа № 1 г. Лакинска), так и за счет внедрения адаптированных образовательных программ (школы № 2 г. Собинки, № 2 г. Лакинска), дистанционного обучения на дому (Ставровская школа).
Не менее важной составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе является система дополнительного образования, которая сочетает в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В инфраструктуру системы дополнительного образования детей в настоящее время входят 3 учреждения, в которых обучается 2 018 чел. Система дополнительного образования обеспечивает возможности обучения детей в возрасте от 5 до 18 лет по техническому, естественно-научному, физкультурно-спортивному, туристско-краеведческому, художественному и другим направлениям.
Связь урочной и дополнительной деятельности в школах района позволяет каждому ребенку найти свою нишу, попробовать силы в разных видах деятельности. На базе общеобразовательных организаций функционирует 116 кружков, в которых занимается 1 727 школьников.
Очень важным направлением в современном образовании остается вопрос патриотического воспитания детей. В настоящее время у нас функционирует районное общественное объединение «Астра», в которое входит 33 школьных объединения и участвует 5 124 человека (91 % от общего числа обучающихся). При этом нельзя не отметить военно-патриотическое объединение «Потешный полк» Ставровской школы, которое стало гордостью не только «Астры», но и всего Собинского района.
Также следует отметить работу по внедрению механизмов эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций, что позволило нам обеспечить доведение средней заработной платы педагогических работников до установленных «майскими» Указами Президента РФ уровней. В частности, по состоянию на 1 июля 2017 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций составила 22 612 руб. По сравнению с тем же периодом 2016 года она выросла на 8,7%. Средняя заработная плата педагогических работников образовательных организаций общего образования составила 24 568 руб. и выросла на 3,2%, а педагогических работников сферы дополнительного образования составила 23 606 руб. и выросла, соответственно, на 19%.
Однако, говоря о наших успехах и достижениях, нельзя не обратить внимание на те моменты, которые вызывают беспокойство и требуют концентрации наших усилий по их преодолению.
Так, в сфере дошкольного образования:
- имеются проблемы в организации образовательной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, в разработке адаптированных образовательных программ;
- во многих дошкольных образовательных организациях недостаточно оборудования для трудовой деятельности, материалов для экспериментирования и организации познавательно-исследовательской деятельности, недостаточно оснащены и группы раннего возраста, при создании предметно-пространственной среды не всегда учитываются возрастные, индивидуальные особенности детей, а также санитарные нормы и требования;
- отмечаются отрицательные тенденции кадровой обеспеченности, среди них частая смена педагогов, низкий уровень притока молодых специалистов, значительное количество педагогов – 20% и руководителей образовательных организаций – 30 % пенсионного возраста;
- на уровне образовательных организаций не осуществляется обобщение опыта работы.
В сфере общего образования:
- анализ результатов государственной итоговой аттестации 2017 года по сравнению с прошлым учебным годом показал, что средний балл выполнения работ на экзамене снизился по предметам естественно-научной направленности: по математике, химии, физике, информатике;
- сравнительный анализ итогов ГИА в 9 классе на уровне региона показывает отрицательную динамику наших выпускников по всем предметам.
- по итогам минувшего учебного года наблюдается рост численности обучающихся, переведенных условно, с 51 человека в 2015-2016 учебном году до 64, учащиеся, оставленные на повторное обучение или переведенные с академической задолженностью, отсутствуют лишь в 7-ми школах района;
- не достаточно эффективно организована работа методических объединений педагогов.
В сфере дополнительного образования:
- острый дефицит в современном оборудовании;
- недостаток квалифицированных кадров, имеющих базовую подготовку в области современных видов деятельности, способных реализовать интересные программы по техническому творчеству, туризму и другим направлениям;
- не достаточно широкий спектр видов деятельности, закрываемых представленными в образовательных организациях района направлениями;
- низкий профориентационный эффект дополнительного образования.
В связи со сказанным, приоритетными задачами, как управления образования администрации Собинского района, так и каждой образовательной организации должен стать, в первую очередь, детальный анализ результатов своей работы, поиск путей оптимизации структуры и расширения видов деятельности. Особое внимание необходимо уделить становлению и развитию резерва управленческих кадров для образовательных организаций.
Кроме того, основными задачами управленческой и методической деятельности дошкольного образования должны стать:
- повышение качества предоставляемых образовательных услуг;
- создание надлежащих условий для реализации основной образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- формирование развивающей предметно-пространственной среды на основе целевого подхода;
- рост уровня профессионализма руководителей образовательных организаций в вопросах осуществления функций контроля за реализацией нормативных документов, регламентирующих их деятельность;
- создание базы единого методического сопровождения образовательного процесса детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
- организация взаимодействия с социальными партнерами и родителями, направленного на позитивную социализацию дошкольников.
Задачами основного образования:
- усиление контроля за освоением общеобразовательных программ по естественно-научным дисциплинам;
- организация индивидуальной и групповой подготовки учащихся к сдаче ОГЭ с учетом индивидуальных образовательных траекторий;
- разработка комплекса дополнительных мер по работе с выпускниками 9, 11 классов, испытывающими затруднения в учебе;
- повышение качества работы методической службы, методических объединений педагогов по всем предметам;
- координация работы по взаимодействию общеобразовательных организаций с образовательными учреждениями высшей школы, развитие профильного обучения технической и естественно-математической направленности.
Задачами развития системы дополнительного образования:
- интеграция учреждений общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство;
- обновление содержания дополнительного образования, форм и технологий образовательного процесса в соответствии с изменяющимися запросами детей и их родителей;
- расширение спектра направлений работы;
- совершенствование программно-методического и информационного обеспечения;
- обеспечение доступности образовательных услуг для детей, имеющих разные образовательные потребности.
При этом нам нельзя забывать, что главная наша задача - создание нового типа педагога – «педагога-новатора». В связи с чем, сегодня на первый план становится задача стимулирования педагогов к развитию творческого потенциала, профессионального роста, непрерывного образования. Необходимо формировать целостные программы методического сопровождения молодых специалистов, единого пространства для развития межпредметных объединений.
Благодарю за внимание!
И поздравляю Вас с началом нового учебного года, уважаемые коллеги!
Начальник управления Ю.О. Петрова