Версия для слабовидящих
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки детально обсудит итоги апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, которая является продолжением исследования компетенций учителей, начатого в 2016 году.
Целью методики уровневой оценки компетенций, разработанной специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, является получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей.
В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов национальной системы профессионального роста учителей, которую сейчас разрабатывает Минобрнауки РФ по поручению Президента Российской Федерации.
О модели, которая разрабатывается для оценки компетенций учителей, и о том, как будет проходить ее апробация и анализироваться результаты рассказали участники пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.
«В течение длительного времени мы проводили подготовительную работу, апробация обсуждалась и с педагогическим сообществом, и с участвующими в ней субъектами РФ. Для нас важна добровольность участия. Результат позволит нам говорить о возможности построения индивидуальной траектории развития профессионализма и компетенций учителя, и здесь потребуется перестройка работы всех институтов, которые работают над повышением квалификации учителей», - заявила заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина.
В апробации разработанной модели примут участие более 4,5 тысяч учителей русского языка и математики из 13 субъектов Российской Федерации, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении, рассказал руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.
«Говоря о качестве образования, нельзя недооценивать роль учителя. Поэтому оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной карьеры – это важнейшее направление образовательной политики», - заявил он.
Сергей Кравцов отметил, что результаты выполнения диагностической работы дадут возможность учителям провести самоанализ. «Для нас важно, чтобы в первую очередь сам учитель увидел свои сильные и слабые стороны», - сказал он.
О том, что представляет из себя разработанная модель оценки компетенций учителей, рассказал проректор по научной работе и информатизации РГПУ имени Герцена Михаил Пучков.
Участникам апробации предстоит выполнить диагностическую работу, включающую 20 предметных заданий, три методические задачи и одну профессиональную задачу - проявить свои профессиональные знания и педагогический опыт в предложенной ситуации. Кроме того, участникам апробации предстоит провести открытый видеоурок, который оценят федеральные и региональные эксперты.
В ходе апробации будет также собрана контекстная информация, необходимая для анализа результатов исследования (стаж, квалификационная категория, учебная нагрузка, используемые учебно-методические комплекты и прочее).
Для выполнения работы каждому участнику апробации будет предоставлен электронный личный кабинет. Личные кабинеты созданы и для региональных экспертов, которые будут участвовать в проверке диагностических работ. Система личных кабинетов позволит передавать работы учителей по сети Интернет для проверки экспертами из других регионов.
Персональные результаты участия учителей в апробации не подлежат разглашению. Анализ результатов апробации будет проведен на общем массиве обезличенных данных.
Участие в разработке и экспертизе модели приняли Российская академия образования, ассоциации учителей математики и литературы и русского языка, специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).
«Сейчас мы находимся на этапе выбора инструментария для оценки компетенций. Это первый подход к тому, чтобы выработать систему в помощь учителю, который хочет повысить свою квалификацию, с одной стороны, и, с другой стороны, увидеть, чего он стоит сам по себе. Мы в начале большого, долгого и интересного пути», - отметил вице-президент Всероссийской ассоциации учителей математики Максим Пратусевич.
«Сам подход к выработке инструментария независимой оценки профессионального развития наших педагогов – абсолютно правильный. Учителю, как никому другому, очень важно оценить, насколько он находится на уровне требований, предъявляемых временем. Но здесь не нужно спешить, действовать надо очень осторожно и постепенно. Требуется серьезная проработка методического сопровождения и большая разъяснительная работа», - заявила председатель координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова. Она отметила, что большой интерес педагогов вызвали включенные в исследование профессиональные задачи.
Своими впечатлениями от участия в апробации поделилась учитель математики гимназии № 2 "Квантор" городского округа Коломна Светлана Кузнецова. «Первый этап участия в исследовании, который я прошла – это видеоурок. Я считаю, что это полезно. Любой спортсмен пересматривает свои выступления, любой артист смотрит потом, как он выглядел на сцене, делает замечания самому себе и вносит корректировки. Посмотреть на себя со стороны было очень любопытно, ведь во время урока мы можем чего-то не замечать», - сказала она.
Педагог предложила дополнить видеозапись урока возможностью для учителя прокомментировать свои действия на уроке для оценивающих его экспертов и ответить на их вопросы.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил обсудить результаты апробации модели на заседаниях Всероссийской ассоциации учителей математики и Ассоциации учителей литературы и русского языка с участием педагогов, испытавших данную модель оценки на себе.
«Мы готовы к обсуждению, готовы учитывать пожелания и вносить коррективы. Сейчас важно отработать технологию, методологию, обсудить результаты и затем думать о продолжении этой работы», - сказал руководитель Рособрнадзора